Художника на рабочем месте не оказалось — дверь его мастерской была заперта. Зато в коридоре второго этажа Дома культуры мне удалось познакомиться с предпринимателем, который стоял у двери с табличкой «Не входить! Соблюдать тишину, идёт видеосъёмка!» Это был хозяин небольшой организации, занимавшейся вещанием телепрограммы на станицу. Тема программы: поздравления с днями рождения друзей и родственников с прокручиванием музыкального видеоклипа. Текст поздравления зачитывала диктор, в него обязательно включался стихотворный блок, а затем шёл популярный музыкальный клип. Программа местному населению нравилась за возможность обсудить поздравителей и поздравляемых, а также за возможность просмотреть концерт с любимыми артистами. А уж как приятно было виновникам поздравления услышать свою фамилию, а то и увидеть своё изображение на экране телевизора и узнать, что про то, как его любят и уважают, услышали несколько тысяч человек…
Поскольку я не знал чем ещё занимается предприниматель, то задал простой вопрос:
- Работники требуются?
- А что ты умеешь делать? У меня один уникум собирается временно уйти на шабашку с началом строительного сезона, понадобится замена на это время.
- Могу осваивать сложную технику, работать с документами, бизнес-план набросать, ориентируюсь в договорной работе. Фотографией занимался, могу текст набросать, нарисовать что-нибудь…
- Ты безработный сейчас, что ли?
- На маслобойне работаю, но хочу найти работу в центре, у меня инженерное образование.
- С производством знаком, это — хорошо. Мне наши казаки предлагают линию купить по переработке шкур, мол, кролика забитого засовываешь, а на выходе мясо и шкура выделанная. Не работал на таких раньше?
- Не, я в армии служил, истребителем был, дембельнулся на родину, освоил крупорушку и маслобойню, - пришлось прояснить свою подноготную предпринимателю, - но, если надо, могу и такое производство освоить. Или, для начала, хотя бы определиться с перспективами такой линии у нас в районе. Есть какие-то материалы по линии?
- Лётчик… Есть рекламный проспект с описанием линии у меня в столе, но сейчас нельзя заходить — съёмка идёт.
- Ладно, я к художнику всё-равно зайду на днях, забегу и к тебе посмотреть проспект.
- Художника проще с утра застать…
На обратном пути домой заскочил на биржу полюбоваться компьютерами и о вакансиях узнать. На бирже был приёмный день, обочина улицы перед зданием была запружена легковушками безработных, на ступеньках перед входом скучали люди, иприхожая была забита страждущими получать пособие по безработице. Народ с бумажками в руках неодобрительно посмотрел на меня, я глянул на узкую крутую лестницу ведущую на второй этаж, на которой тоже стояли люди и передумал увидеться с начальником биржи. Развернулся в сторону выхода, но меня уже заметила девушка, сидевшая за столом в прихожей на сортировке безработных по кабинетам, и сказала, что меня хочет увидеть начальник. Пришлось протискиваться среди посетителей по лестнице, которую бывшая хозяйка этого дома вряд ли рассчитывала под такую нагрузку, на второй этаж к начальнику. «Ещё один блатной», - донеслось до меня, когда переступал порог кабинета начальника.
- Я себе российского безработного немного иначе представлял, - вместо приветствия сказал хозяину самого красивого кабинета, - уж точно — не на крутой иномарке и не в заграничных шмотках.
- Есть у нас такой ушлый контингент: имеет непонятные доходы, хорошо знает законы, попробуй отказать в регистрации — сразу бежит к прокурору. А тот, кто действительно нуждается в пособии, сидит по хуторам, для них нужные бумажки собрать для биржи — неподъёмное дело. А фонд — не резиновый, всех поставить на учёт и дать пособие мы не можем. Отказываем таким беспомощным бедолагам, ничего не попишешь.
- Есть для меня новости?
- Просьба есть, а новостей — увы… В принтере ленту надо заменить, помогите, пожалуйста. Запасная имеется, только никто не рискнул её установить.
- Попробую…
Я понятия не имел как заправляется лента, но имелась инструкция в картинках, очень доходчивая и мне удалось справиться с установкой ленты в картридж. Конечно, пока установили подтянул ленту, изрядно испачкал руки. Запустили на печать пробную страницу — она вышла с чётким текстом, что обрадовало хозяйку рабочего места. А меня повели вниз отмыть руки от чернил. Так я попал в санузел бывшего архитекторского дома, а потом и в кухню-столовую, потому что меня попытались отблагодарить угощением. От угощения категорически отказался, хотя выглядело оно весьма аппетитно — некоторые работники обедали на работе и холодильник был забит домашним съестным, тогда девушка попыталась всучить мне поллитровку и была обескуражена очередным моим отказом. Чтобы сгладить такое впечатление, пришлось признаться специалисту биржи, что хочу получить доступ к их компьютерам в нерабочее время в обмен на свои услуги. Девушка с облегчением убрала поллитровку в холодильник — отказ понятно мотивирован. Необычно, но — понятно. Всякие чудаки бывают.
- Думаю, что это возможно. Наш начальник бартер любит, но надо ему предложить что-то более существенное, чем редкие и мелкие услуги по замене лент в картриджах. Область требует от районных бирж организовать занятия с безработными по методике поиска работы, а у нас желающих это делать в нерабочее время без доплаты нет. Могли бы это сделать?
- Знакомое дело — проведение занятий, и тема мне близка - начитался всяких пособий по поиску работы и опыт уже имеется местный.
- И мы, работники биржи, будем довольны, если у вас получится, начальник сам этим заниматься не будет, на кого-то из нас свалит, возможно — на меня. Я тут — главный специалист, чуть что — выполняю функции заместителя начальника. Одна просьба: не говорите что получили эту информацию от меня, как-нибудь выведите его на эту тему сами.
- Без проблем. Кстати, а что за категория работников среди ваших подопечных?
- Основная масса — работники социальных структур совхозов, которые они не могут содержать и массово их закрывают. Частично — бухгалтерии и всякие непроизводственные отделы совхозов, ну, и - лишние работники мастерских. Конечно, в первую очередь избавляются от рабочих, злоупотребляющих выпивкой — эти до нас и не доходят, и любителей поискать правду — эти и нам тут права качают.
Ушёл с биржи довольным: вырисовывалась схема доступа к вожделенным компьютерам. Осталось правильно преподнести себя начальнику биржи и дело — в шляпе. Пока дошёл до дома, придумал как выведу начальника на предложение мне вести занятия на бирже: скажу, что хочу освежить навыки руководителя занятий, типа, заскучал поживой работе.А про кружки для безработных у них на информационном стенде написано — вот и повод завести разговор на эту тему. В качестве оплаты попрошу доступ на компьютер для самообучения после рабочего времени. Красота! Должно получиться.
Биржа мне всё больше и больше нравилась, вот бы тут получить работу, пусть даже техническим работником для начала, а там видно будет. Расположена рядом с центром станицы, масштаб — районного охвата, а это важно для кругозора и полезных знакомств. И никакой тебе копоти и масла!
Однако, я всё больше убеждался, что в бюджетные структуры внедриться будет сложно: местные начальники видят во мне конкурента. И дурачком прикинуться не удастся: лётчик и подполковник никак не вяжутся в наших краях с дурачком. Чем больше буду прикидываться, тем больше будет недоверия. Придётся тыкаться во все места, где можно показать свои способности, когда-нибудь количество и перейдёт в качество. Наука! Правда, сколько времени должно пройти, чтобы эти изменения свершились, наука точного ответа не даёт. Хрен с ней. Главное — барахтаться, не переставая, глядишь, масло-то и собьётся. Тьфу, опять — масло! Только - не подсолнечное.
Маршрут очередного бега по кругу на ближайшие дни у меня уже сложился: переписываю статью и несу её в корпункт районки, потом в Дом культуры к художнику познакомиться и к предпринимателю продолжить знакомство, а под занавес — биржа труда.
Обеспокоенный увиденной на бирже картиной, вечером пошёл к нашему зятю разузнать обстановку в совхозе, где тот работал. Сестра работала на метеостанции, был уверен, что её служба не прекратит своё полезное функционирование, хотя в наше время ни в чём нельзя быть уверенным. Мой армейский опыт говорил, что метеостанция — дело важное и нужное, ликвидировать такие точки — рубить сук, на котором сидишь Но это — всего лишь моё мнение.
А вот зять работал механиком, обеспечивал технику совхоза запчастями, а техника в совхозах давно не обновлялась, постоянно требовала ремонта. Вроде бы, без работы зять не должен остаться, да и работник он надёжный, не злоупотребляет.
Зять меня успокоил: кого-кого, а его сократят в последнюю очередь, когда закончится техника в хозяйстве. Да, есть тенденция сокращать парк из-за новой налоговой политики — невыгодно стало иметь на учёте неработоспособную технику, но хозяйство нашло способ избавиться от неё без лишней волокиты - отдаёт такую технику работникам, рискнувшим заняться фермерством,в качестве доли имущественного пая. Скандалы, обиды, а что поделаешь — большинство рулит на собраниях при выделении имущества и земли новоявленным латифундистам. Участки выделяются самые дальние или самые плохие. А почему эти отщепенцы должны хапнуть лучшее из общего?
Я был в курсе новых земельных отношений: и нормативные документы регулярно почитывал и разговоры местные чаще всего крутились вокруг земельного дележа.
- А сколько же в хозяйстве вашем на пай тебе досталось?
- 13 га пахотных земель и 5 га пастбищ.
- А ты знаешь где твои участки расположены?
- Откуда? Они в общей массе. Поэтому фермерам и достаются неудобья. Посчитали сколько его земельного пая и сколько пая у примкнувших к нему пенсионеров и социальных работников, выбрали хреновое поле нужного размера и самый дальний покос в самой крутой балке — владей.
- А почему только пенсионеры и социальные работники отдают свои участки в аренду фермерам?
- А тем, кто работает в хозяйстве отдавать землю на сторону нельзя!
- Как же теперь переходить на другую работу, например, в другое хозяйство?
- Переходи, а земля останется, будешь получать свою долю дохода, если он случится...
- Сам-то не думаешь выделиться из хозяйства?
- Боже упаси! Не-не, это — не моё! Никакой личной жизни у этих фермеров, одна — колгота… А когда я рыбачить буду? Без рыбалки — не жизнь!
- А я уже размечтался в твоём фермерском хозяйстве поработать…
- Вот это — без меня. Хочешь понюхать хлеборобской жизни— могу взять тебя штурвальным на уборку урожая этим летом, проверю тебя, товарищ подполковник, на вшивость.
- Интересная мысль!
- Что, правда пойдёшь со мной на комбайне работать?
- Запросто!
- Ну, смотри… Я тебя за язык не тянул. Буду иметь ввиду тебя, никому обещать место не буду.
На том мы с нашим зятем и разошлись по своим хатам.
И на фига я штурвальным напросился?