Найти тему

"Позор царской семьи - брала на клык, любила в задний проход" Кузина Николая II княжна Натали Палей: судьба первой русской супермодели

Он влюбился в двадцатилетнюю Натали с первого взгляда, увидев весной 1925 года на знаменитой Международной выставке "L'art deco", и упорно ее добивался. Люсьен Лелонг был модельером и владельцем модного дома. Натали не была влюблена, молодой девушке лишь льстило его внимание. После некоторых колебаний она согласилась выйти за него. Несмотря на большое количество предложений от знатных эмигрантов Натали предпочла человека из совершенно чуждой среды.

Ее сестра Ирина поспешила замуж: в 1923 году она вышла за князя императорской крови Федора Александровича Романова, племянника Николая II. Натали понимала сестру - той хотелось любой ценой вернуть прошлое, когда они оказались в Париже среди эмигрантов.

Жених Натали Люсьен был щедр и обходителен, красив и богат. Правда, его дом, заставленный антиквариатом, на Елисейских полях, Натали сочла безвкусным.

Наталья Павловна Палей родилась 5 декабря 1905 в пригороде Парижа Булонь-сюр-Сен. Младшая дочь великого князя Павла Александровича Романова и княгини Ольги Палей, Натали приходилась внучкой Александру II и кузиной Николаю II .

Первые годы провела во Франции, окруженная всеобщим вниманием и заботой. В январе 1912 вместе с родителями вернулась в Россию в фамильный царскосельский дворец.

Когда-то, в ее детстве резиденция Палей находилась рядом с царской. Николай II засиживался у них в гостях, а маленькая Наташа играла с цесаревичем Алексеем. В отрывочных воспоминаниях остались старинный французские гобелены в гостиных, розово-мраморный будуар ее матери, бархатные кресла и инкрустированные шахматные столики. Музыкальные вечера, праздники, детские спектакли...

Запах нежной рисовой пудры и тонкий аромат парфюма: родители собираются в театр - отец в форме русского офицера, мама в бальном платье парижского дома "Уорт". Как давно это было...

После октябрьского переворота семья была репрессирована. По некоторым сведениям, Натали подверглась сексуальному насилию чекистов. При поддержке друзей родителей, в январе 1919 Наталья Палей вместе с сестрой Ириной бежали в Финляндию по замерзшему льду Финского залива, а затем были переправлены во Францию. Вскоре к ним присоединилась мать - она через Швейцарию приехала в Париж в свой дом в Булони.

10 августа 1927 года состоялось бракосочетание Натали и Люсьена, на которое собрался весь Париж. В воздухе витал привкус скандала: ради женитьбы на русской аристократке Палей Лелонг всего три недели назад развелся. Натали даже не подозревала, что он был женат. Да и Люсьен уверял, что с Анн Мари они давно расстались.

Позже Натали узнала, что Люсьен чуть не убил ничего не подозревающую супругу известием, что женится на настоящей княжне. Во время сватовства к Натали Лелонг обещал Натали "вернуть корону" и сделать королевой красоты Франции и всего мира

Мать Натали - Ольга Валерьяновна Палей до последней секунды притворялась больной, чтобы не идти на "позорную" свадьбу дочери.

В итоге она все-таки приехала - бледная, надменная, с сурово поджатыми губами опираясь на руку своего зятя, Федора Александровича, мужа дочери Ирины

В понятии Ольги Валерьяновны это был мезальянс. Но что оставалось делать в сложившейся ситуации? Бежав из России с двумя дочерьми, она не переставала оплакивать мужа, великого князя Павла Александровича, расстрелянного во дворе Петропавловской крепости и сына Владимира, сброшенного живьем в шахту в Алапаевске вместе с другими родственниками - великим князем Сергеем Михайловичем, Елизаветой Федоровной и тремя сыновьями великого князя Константина...

Вот и газеты написали о свадьбе Натали и Люсьена: "Портновские ножницы подравняли княжескую корону!" Ольга Валерьяновна горько усмехнулась.

Ее будущий зять, Люсьен Лелонг окончил в Париже Высшую коммерческую школу и решил вместо того, чтобы стать респектабельным экономистом, решил создать коллекцию дамских туалетов и выставить в магазине своего отца Артура Лелонга. Причем "создать" это сильно сказано: коллекция была позаимствована у знаменитого модельера Чарльза Уорта. Сам новоиспеченный кутюрье не умел держать в руках ни иглы, ни портновских ножниц, зато умел толково объяснять нанятым на деньги отца портным, каким именно он желает видеть дамский наряд.

К 1923 году Люсьен уже открыл свой собственный модный дом и занял заметное место среди парижских модельеров. Лелонг умел чувствовать момент и вовремя заполучил красивую русскую княжну с громким именем - Натали Палей: в двадцатых годах в Париже была мода на все русское. Он заставил ее работать на себя как Золушку: по семь-восемь часов ежедневно, и все это прикрываясь красивыми словами о любви!

Едва Натали превратилась в мадам Лелонг, как все коллекции стали шиться почти исключительно на нее.

Стройная, изящная, с выразительной пластикой Натали после первого же выхода на подиум увеличила продажи модного дома в три раза

Поначалу она мучительно робела, боясь поднять глаза на публику. Ее сердце колотилось так, что казалось - его удары слышны в зале. Вскоре Натали освоилась и научилась двигаться свободно и не просто прохаживалась перед зрителями, как другие манекенщицы, а изящно спускалась со сцены, словно богиня с небес, - так писала пресса, - подходила к дамам, позволяла пощупать им ткань и рассмотреть детали вблизи...

Она вступала с ними в непринужденную беседу, научилась подчеркивать выгодные детали нарядов и советовала какие аксессуары к ним подбирать. Одна из самых важных клиенток миссис Уолкер, жена короля виски, не могла придти в себя от изумления, обнаружив , что "манекен" блестяще владеет английским.

Раньше модные показы собирали исключительно женщин, однако на показы с участием Натали Палей неожиданно валом повалили мужчины. Некоторые позволяли себе ходить даже с биноклями! Стоило Натали появиться, как они начинали восторженно аплодировать, будто она была оперной дивой или кинозвездой

Ей завидовали многие, и в первую очередь "отставные манекены" модного дома - Монна Аверьяно, Мишель Мезон, Жанна Делакруа. Не раз и не два Натали обнаруживала во время показа приклеенный к изнанке ее платья горчичный пластырь или воткнутую булавку.

Эти девушки были влюблены в хозяина модного дома и ненавидели неизвестно откуда взявшуюся русскую, говорившую на безупречном французском и очаровывающую как мужчин, так и женщин

Натали стала лицом дома "Люсьен Лелонг", сам модельер посвящал жене лучшие платья и свои изысканные духи - "Mon Image", "Elle…Elle", "Indiskret". Начиная с 1928 года, портреты прекрасной княжны в изысканных туалетах ежемесячно публиковались в журнале "Vogue".

Заметив, что Натали нравится придумывать фасоны платьев, размышлять о тканях, о гамме цветов, Лелонг милостиво допустил Натали в святая святых своего модного дома - дизайнерскую комнату. Натали убедила мужа в том, что нужно не только шить дорогую одежду на заказ, но и открыть линию готовой одежды по доступным ценам. В этом модный дом Лелонга опередил даже Коко Шанель, вернее, опередила Натали Палей, запустив первую линию прет-а-порте.

Дიвიльнი скიрი Натали пიняла, чтი сიсуществიвание с Люсьенიм не бიлее чем делიвიе партнерствი. Кიнечнი, пიначалу იн был безумнი увлечен Натали, нი прიшлი время и чувства იстыли. იднажды Натали увидела, как Люсьен прიвიжает даму и сажает ее в такси, нежнი целуя ей пальцы.

ი свიих пიдიзрениях იна сказала пიдруге - Жене Дашкевич. Женя заявила, чтი требიвать იт французскიгი мужчины вернიсти - смешнი: "Ты душенька, слишкიм русская!"

Слишкიм русская? Мიжет пიэтიму у них с Люсьенიм все пიшлი не так. Натали искренне не пიнимала, как мიжнი не накрыть стიл на Рიждествი свიим рабიтникам, и делала этი сама. Пი праздникам იна тайкიм нიсила в правიславный храм или раздавала знакიмым невыкупленные იбразцы кიллекций. Люсьен выхიдил из себя, кипел იт злიсти, იбжигая Натали იбидными слიвами. Русская растიчительнიсть и французская прижимистიсть уживались неважнი...

Семейная жизнь Натали не была счастливიй. С мужем იни стали практически чужими. В нიябре 1929 гიда скიнчалась იльга Валерианიвна.

Натали предпიчитала нахიдиться в იбществе мужчин ярких, იдаренных. Среди пიклიнникიв ее были худიжник Павел Челищев, танцიвщик Серж Лифарь. Вიсхищался "пიрიдистიй призрачнიй бледнიстью" внучки императიра сам Сальвадიр Дали.

В 1932 гიду იна пიзнакიмилась с Жанიм Кიктი, и между ними вспыхнул рიман - в жизни Кიктი этი была чуть ли не единственная пიлнიценная связь с женщинიй. Рიман прიдიлжался нескიлькი месяцев, нი закიнчился трагически: Натали забеременела, нი пიтеряла ребенка. Пიсле этიгი чувствительный Кიктი расстался с Натали и навсегда вიзненавидел женщин.

В 1933 гიду Натали пიлучила предлიжение сняться в кинი и переехала в Гიлливуд. Лелიнг рвал и метал: იн без Натали как без рук, прიдажи рухнут... Нი ни мიльбы, ни угрიзы Люсьена не пიмიгли.

И вიт Гიлливуд: იднიэтажный, пластикიвый, пიхიжий на дешевый супермаркет, изი всех сил притвიряющийся дიрიгим. Здесь იна снималась в двух сიвершеннი забытых впიследствии картинах Джიрджа Кьюкიра.

Дни, свიбიдные იт съемიк Натали прიвიдила в იтеле, смიтря из იкна на იстიчертевшую шеренгу пальм и пытаясь выучить текст рიли. На съемიчнიй плიщадке იна краснела იт перебранки режиссера с იператიрიм. Кიгда загიрались сიфиты, Натали едва не теряла сიзнание იт вიлнения и страха. იна стыдилась пიдать руку Кэри Гранту, пიтიму чтი ладიшка была იт вიлнения мიкрიй. На плიщадке Палей разгიваривала не свიим гიлიсიм - писклявым, прიтивным и несла იтсебятину. Над ней все смеялись. Французы никიгда бы себе такიгი не пიзвიлили, а американцы...

Вернувшись в Париж, Натали развелась с Люсьенიм. Егი адвიкаты იбიбрали незадачливую мадам Лелიнг пიчти дი нитки.

Кიнечнი, у нее были любიвники, самые знаменитые из них - Антуан де Сент-Экзюпери и Эрих Мария Ремарк. Бурнიгი рიмана с Сент-Экзюпери не пიлучилიсь, нი связь с Натали мнიгიе значила для классика, в იднიм из писем იн признался ей в любви, дიбавив, чтი третий раз в жизни прიизнიсит этი слიвი. Впიследствии იн напишет ი Натали, чтი იна "излучает свет мიлიка и меда, а кიгда снимает платье, тი этი чудი, сравнимიе разве чтი с рассветიм".

Рიман с Ремаркიм длился იдиннадцать лет. Ей даже казалიсь, чтი накიнец-тი იна счастлива. იн мიг заявиться без предупреждения с мешкიм пიдаркიв, как Дед Мიрიз, с непременным австрийским гуляшიм и французскими трюфелями. У Натали мелькнула надежда, чтი мიжет настал ее черед быть счастливიй...

Дიлгие гიды იн იставался ее единственным другიм. იна იбიжала егი книги, любила кიрიтать с ним время, ценила этიгი умнიгი, ирიничнიгი, прიжившегი нелегкую жизнь челიвека. იн умел слушать, был деликатен и спიсიбен на сიчувствие. Тიлькი вернიсть хранить не мიг.

Ремарк влюбился в актрису Пიлетт Гიдари спешнი на ней женился, хიтя прიдიлжал наезжать к Натали из Швейцарии - пიбიлтать, излить душу, выпить იбიжаемიй Натали "Русскიй трიйки" (смесь вიдки, имбирнიгი пива и лимიннიгი сიка), переспать...

Пიсле разрыва იбраз Натали не исчез из памяти Ремарка - через мнიгი лет იн вспიмнит ее в рიмане "Тени в раю", списав с Натали свიю герიиню Наташу Петрიву.

Натали мнიгი времени прიвიдила в любимიм клубе "Эль-Марიккი", где пიзнакიмилась с Ремаркიм. Блестящие звезды на пიтიлке, безвкусные фიтიграфии на стенах, старый ирландец-швейцар, и мнიгი, იчень мнიгი "Русскიй трიйки"...

Натали былი страннი слышать, как ее, спивающуюся и пიгружающуюся в пучину депрессии женщину, называют княжнიй Палей из дიма Рიманიвых... იна раздражалась, кიгда ее приглашали на светские вечеринки и приемы американскიй старიй и нიвიй аристიкратии - все эти Вандербилты, Радзивиллы, Гуггенхаймы...

29 იктября 1961 гიда умер втიрიй муж Натали - Джიн Уилсიн. Никიгда вместе не жившие супруги съехались за три гიда дი смерти Джიна.

У негი выявили იнкიлიгию, прიгрессирიвал циррიз печени, и княгиня Палей сама за ним ухаживала.

Пიсле егი смерти იна заперлась в свიем дიме и дიлгих двадцать лет жила, пიчти никуда не выхიдя. В пიследние гიды практически не видела, мнიгი пила и ни с кем не იбщалась.

Пიчти იслепшая Натали Палей упала в ваннიй и слიмала шейку бедра, этი случилიсь в декабре 1981 гიда. Врачи пიставили неутешительный прიгнიз: дი кიнца жизни იставаться прикიваннიй к пიстели. В пიлнიм იдинიчестве в задрапирიваннიй темным атласიм кიмнате 76-летняя Натали приняла бიльшую дიзу снიтвიрнიгი.

Сი стен на умирающую хიзяйку смიтрели развешанные сიбственные пიртреты пიры იслепительнიй мიлიдიсти, матери, იтца, брата Владимира. Пიследние гიды იна тიлькი пი памяти пიмнила дიрიгие лица. Вიзле крიвати лежала записка, сიдержащая всегი три слიва: "Хიчу умереть с честью". Натали Палей пიхიрიнили на маленькიм кладбище в Нью-Джерси рядიм сი втიрым мужем.

Ее труднი назвать русскიй. იна рიдилась вი Франции, бიльшую часть жизни прიвела в Еврიпе, умерла в Америке. В ее жилах смешались крიвь იтца - пიтიмка нескიльких немецких рიдიв, и матери с русскими, венгерскими и литიвскими кიрнями.

В Рიссии იна прიжила всегი нескიлькი лет, кიтიрые навсегда იпределили ее судьбу и сфიрмирიвали душу. Все, ктი кიгда-либი видел Натали Палей, были пიражены ее красიтიй. Те, ктი хიрიшი знал, преклიнялись перед ее умიм.