Говорят, что философы меняют нашу жизнь, когда создают или уничтожают понятия. Создать понятие - это увидеть суть вещи, которая выделяет ее из Мира. Это увидеть то, что до тебя «не видели». Например, Гегелю его ученики приписывают понятие исторических и не исторических народов. Они собрали лекции Гегеля, якобы прочитанные в Берлинском университете с 1822 по 1830 год и издали их как «Лекции по философии истории». Это так называемые тексты «второй руки». Не известно, как сам Гегель отнёсся бы к этим текстам.
Выделив «всемирно-исторический народ» как субъект «всемирной истории», Гегель заложил иерархию народов, которой потом воспользуются национал-социалисты Германии. Гегель как и Аристотель был расистом? «Герои» и «великие люди» у Гегеля - это Наполеон, Цезарь, Александр Македонский. Это великие расисты и эпилептоиды, т.е. люди, одержимые жаждой власти. Видимо его последователь Лев Гумилёв ввел понятие «пассионарности» и «пассионариев», тем самым создал инструмент, обеляющий психопатическое поведение, сделав его «нормальным». Пассионарность Гумлева (от фр. passionner — «увлекать, возбуждать, разжигать страсть») сделает героем не только вождей-эпилептоидов, но и всю толпу их последователей, зараженных патологическими идеями. Как, собственно, и произошло в Германии в начале 20 века. То, что под Сталинградом сражались правые и левые гегелианцы, не такая уж и шутка. Гегель был активным последователем идеи восстановления Германии как единого государства. О возможности объединения Германии он напишет в своей ранней работе «Конституция Германии». Работа писалась с 1799 по 1802 год и при жизни Гегеля не издавалась. Опять «ученики» подсуетились?
Гегель проследил всемирный исторический процесс перехода «субъектности» от персов к грекам, потом к римлянам и, наконец, к германцам. Это ли не очередная основа «европоцентричности» истории и расизма? Фактически, он описал процесс распространения рабства по Средиземноморью. Эти же точки описывают процесс распространения замены местного самоуправления централизованным государственным управлением. Забавно, что то, что Гегель отказал русским в историчности, не оттолкнуло от него русских последователей - Тургенева, Некрасова, Белинского, даже Михаила Бакунина. Фактически Гегель заложил понятийный аппарат русских философов и литераторов.
Михаил Ремизов (публицист, кандидат философских наук) высказал интересное суждение: «Давайте представим себе, что в сложной технической цивилизации, в которой мы живём, вдруг в какой-то момент исчезли разработчики и остались одни пользователи. Безусловно, техносфера какое-то время продержится на квалифицированных пользователях, но рано или поздно начнет рассыпаться без людей, которые понимают фундаментальные физические принципы, на которых построена эта техносфера. С философией, на мой взгляд, примерно тоже самое. Если будут атрофироваться те системы мышления, на которых держаться общественные институты, они тоже начнут рассыпаться». Получается, что как только люди перестанут понимать и интересоваться сутью вещей, тем, что стоит за понятиями, с этого момента начнется процесс исчезновения из жизни феноменов, которые обозначены этими понятиями. Например, исчезло понятие «лелеять» и никто уже не знает, как это делать. Исчезает понятие честность за ненадобностью в войне «всех против всех».
Мы упрощаем себе жизнь и вместе с ней упрощаем себя. Этот процесс разрушения «сложности» особенно заметен в языке. Возьмите историю любого языка – это история упрощения грамматики и сокращения количества слов. Происходит исчезновение кусков жизни Человека, а с ними и самого Человека. Часть видов мышления исчезает. Гегель был единственным принципиальным противником упрощения во всех его видах. Те работы, которые он сам отдал в печать - «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук» и «Философия права», это его борьба с упрощением и за Целостную картину Мира.
Для Гегеля «только целое имеет смысл». Мы живём в мире, где победило убеждение, что свойства любого объекта могут быть поняты, если расчленить его на части. Каковы последствия это заблуждения? Например, в медицине лечат симптомы, а не причину. Часть «вылечить» проще. А то, что симптомы повторятся, если не убрать причину, так это уже следующая проблема. И так во всем, за что не возьмись. Хоть сельское хозяйство с последовательным уничтожением почвы, хоть общество, разделенное на эффективных и не эффективных людей. Гегель считал, что только «сложное является ключом для понимания более простого, а не наоборот». Целостная картина мира или холистический принцип познания стали не выгодны как не имеющие практической ценности в обществе «цветной дифференциации штанов».
Мир Целостен и одушевлен - это ключевое положение «Феноменологии духа». Гегель остался религиозен. У него борьба науки с верой - это борьба с собственным отражением в зеркале. Наука, преодолев холизм, не хочет признать смысл веры. Для Гегеля религия не может раскрыть смысл действительности. «Религиозное у Гегеля мыслится как преодолеваемое, но это преодоление не просто отторжение или отрицание, а мыслящее проникновение, пронизание религиозных теологических содержаний». Это и есть Холизм Гегеля на деле, когда в его мире нет ничего лишнего. Хотел написать и второсортного. Но это не согласуется с его концепцией «всемирно-исторический народов». Хочется верить, что расизм ему прилепили ученики. Отсутствие второсортности - неотделимая часть холизма. Это как в организме, когда нет неважной части тела. Что важнее - ухо или палец?
Из мировоззрения Целостности естественно появляется его мысль, что истинное знание - то система знаний, а истинная наука — система наук. Это выход в ценность междисциплинарного знания и науки. Конструируя свой понятийный аппарат, свое понятийное мышление, он неизбежно через Целостность должен был выйти на междисциплинарность. Реальность Гегеля слагалась не из предметов и отношений, а из процессов. Процесс - это то, что мы часто не видим. Видим только результат. Его интересовал «невидимый» мир, из которого состоит всё. Если Мир Целостный и живой, то он сам себя и изучает. Его знание о себе и является наукой в полном смысле этого слова.
Дух как основа всех существующих сознаний, который является абсолютной субстанцией, из которой состоит всё. Этот Дух изучает сам себя через проявление каждого отдельного Я этого Духа. Каждое отдельное Я - это субъективированный Дух. Если это не религиозный взгляд на мир, тогда что это? Если верно это рассуждение Гегеля, тогда нет ничего не субъектного. Идеализм чистой воды. Как сюда можно втолкнуть иерархичность «всемирно-исторический народов» - не понимаю. Она в Целостной картине мира абсурдна. Гегель приблизился к тому, что было уже известно. Следующий шаг должен был быть в цикличность, в преодоление линейности научной и религиозной картины мира.
То, что называют методом Гегеля - это целостная картина мира, которая является источником понятийного аппарата Гегеля. Он считает, что как человек рефлексирует себя и Мир, так и Мир, одушевленный Дух рефлексирует себя, а, значит, и человека. Поскольку весь Мир состоит из одушевленного Духа, то неодушевленного мира не существует. «Неодушевленность» - это условное понятие и было введено не так уж и давно.
Подпишитесь на канал,
чтобы не пропустить новые публикации.