Найти тему
Шамиль Ахмадуллин

ТОП-3 упражнения для быстрого счета. Учим ребенка интересно

Моя знакомая учительница математики любила цитировать Ломоносова, говоря “Математику уж затем учить надо, что она ум в порядок приводит”, и отнимала у детей калькуляторы, требуя считать самостоятельно, чтобы “мозги работали”. В целом, готов с ней согласиться, счет в уме — отличная зарядка для серого вещества. Просто попробуйте, отправившись за покупками в супермаркет, подсчитать примерный итог, глядя на ценники. Мозг уже взбодрится и скажет вам “спасибо”.

Ну а для детей, которые только постигают азы арифметики, есть несколько упражнений, которые научат считать в уме быстро, а главное — еще и правильно. Расскажу о тех заданиях, которые можно легко выполнять дома.

1. Арифметическая прогрессия. Думаю, все из школьного курса помнят про нее: ряд чисел, где каждое последующее число больше или меньше предыдущего на определенное число (шаг прогрессии). Предложите составить такую прогрессию ребенку. Начальное число и шаг выбираете сами. Пример ниже

Арифметические прогрессии с шагами 3 и -2 соответственно
Арифметические прогрессии с шагами 3 и -2 соответственно

Если хотите усложнить задачу: продиктуйте ребенку несколько чисел прогрессии. Пусть сам найдет закономерность и продолжит ряд.

2. Таблица Шульте. Такие таблицы можно найти в интернете или сделать самим. Это квадрат, разделенный на клетки, в который вписаны в произвольном порядке числа от одного и дальше. Финальное число зависит от размера таблицы. Если она 5х5 - то до 25, если 6х6 - до 36, и т.д. Задача ребенка: найти числа от одного до финального. Или в обратном порядке (только сообщите ему, какое здесь число самое большое). Если ребенок справляется с задачей слишком легко, возьмите таблицу побольше.

-3

3. Пирамидки. Рисуем, как ни странно, пирамидку, состоящую из кружочков. В основании пирамидки 4 кружочка, потом 3, 2 и на вершине - один. Далее можно работать двумя способами:

1. Вписываете несколько и числе в кружочки основания. Задача ребенка - подняться вверх, попарно складывая числа и вписывая их в кружочки. То есть если вы написали в основании числа 1, 3, 0 и 4, то на “втором этаже” пирамидки должны быть вписаны числа 4 (1+3), 3 (3+0), 4 (4+0), на “третьем” появятся числа 7 (4+3) и 7 (3+4), а на верхушке число 14 (7+7).

2. Вписываете число в верхний кружочек таблицы. Этот вариант более сложный, потому что ребенку предстоит “раскладывать” число на слагаемые. Так что однозначно правильного ответа тут быть не может, вариантов всегда несколько. Например, вы поставили число 7. Вариант развития событий: “третий этаж” пирамидки 3 и 4 (3+4=7), “второй этаж” 1; 2 и 2 (1+2=3; 2+2=4), а в основании 0; 1; 1 и 1 (0+1=1; 1+1=2 и 1+1=2).

Левую пирамидку "строили" сверху вниз, а правую наоборот.
Левую пирамидку "строили" сверху вниз, а правую наоборот.

Удачи вашим детям в освоении математики и других точных наук!