Найти тему
Грани преодоления

РИСОВАНИЕ ПО ПАМЯТИ

Чтобы воплотить в зрительных образах свой замысел —
передать характер и чувства человека, мимолетное со-
стояние природы, какое-нибудь событие — художник не
может опираться на одно умение рисовать с натуры.
Здесь необходимо умение рисовать от себя.

Умение рисовать от себя не исключает необходимости работы
с натуры и не должно приводить к недооценке ее значения. Но, по-
стоянно обращаясь к натуре, не следует идти по пути слепого копи-
рования всех её случайных проявлений. Нужно смотреть на нее
глазами художника, то есть фиксировать в окружающей действи-
тельности главное.

Нужно сразу же отметить, что ярко проявленная способность
рисовать от себя — явление редкое. Наблюдаются и. такие случаи,
когда хорошо рисующий с натуры оказывается совершенно беспо-
мощным при попытках нарисовать что-либо от себя. Однако в боль-
шинстве случаев способность рисовать от себя в той или мной мере
присуща тем, кто вообще проявляет одаренность к изобразительному
искусству. И важно, чтобы развитию этой способности было уделено
должное внимание с самого начала. Если начинающий уже с первых
шагов обучения будет дополнять основную работу, то есть рисова-

ние с натуры, некоторыми упражнениями, рассчитанными на укреп-

ление способности рисовать от себя,—— он может достигнуть боль-
ших творческих результатов.

Во всех случаях, когда художник работает от себя, огромное
значение имеет зрительная память: чем она острее, тем легче худож-
нику удержать в своем сознании то или иное явление реального
мира, может быть бегло промелькнувшее перед ним, но крайне важ-
ное иногда как деталь в осуществлении его творческого замысла.

-2

Благодаря свидетельствам современников мы знаем, что многие
художники прошлого поражали окружающих своей богатой эритель-
ной памятью.

Замечательный русский пейзажист И. И. Левитан обладал спо-
собностью удивительно точно восстанавливать в своей памяти все
наблюденное в натуре и особенно то, что он уже раньше писал с на-
туры. Всех поражала необыкновенная правдивость этих рисунков и
этюдов. Отличить их от написанного с натуры было очень трудно.
Работая над пейзажами в Плёсе, Левитан изучал и запоминал нуж-
ный ему мотив, а потом довольно быстро заканчивал картину по
памяти. Таким образом им были созданы известные пейзажи «Вечер
(Золотой Плёс)» и «После дождя», находящиеся в Государственной.
Третьяковской галерее.

-3

-4

Большое место занимала работа по памяти и в творчестве
К. П. Брюллова, который, по словам В. В. Стасова, любил «записы-
вать на память» карандашом или акварелью и то, что он видел ранее,
и то, что он сочинял на основании полученных впечатлений. Такое
«сочинение» с карандашом в руках было неотъемлемой частью всей
творческой работы Брюллова. Даже смертельно больной, он, лежа в
постели, продолжал сочинять все новые и новые сцены, рисуя их на
клочках бумаги то сепией, то карандашом, то акварелью. Некоторые
из этих последних рисунков великого мастера сохранились до наших
дней. К их числу относится и рисунок «В полдень» (рис. 45).

-5

Помимо тех случаев, когда работа от себя приводила к созданию
законченных произведений, мы знаем много примеров, когда у ху-
дожников, широко пользующихся методом непосредственной работы
с натуры, первые мысли о будущей картине обычно являлись такими
же «сочинениями», сделанными от себя, какими любил заниматься
Брюллов.

В этом смысле очень показательна история возникновения кар-
тины И. Е. Репина «Бурлаки на Волге». Еще за два года до поездки
на Волгу, откуда Репин вернулся с оформившимся решением кар-
тины и с большим этюдным материалом, собранным с натуры, он
впервые увидел бурлаков на Неве. Это событие, ярко описанное

художником в его воспоминаниях «Бурлаки на Волге», явилось пер-
вым толчком к созданию знаменитой картины. Впечатление, произве-
денное на Репина бурлаками, было настолько сильным, что, несмотря
на серьезные академические занятия, поглощавшие все его время,
он «не мог отделаться от группы бурлаков и делал разные наброски
то всей этой группы, то отдельных лиц».

Один из первых таких эскизов, сделанных несомненно от себя,
по памяти, относится к 1868 году и является самым ранним из всех
набросков, оставшихся у нас в репинском наследии, связанном
картиной «Бурлаки на Волге» (рис. 46).

-6




#Коллектив-авторов-Школа-изобразительного-искусства-_вып.01_-1960г#Попрограммехудучилища#РИСОВАНИЕПОППАМЯТИ