Однозначно влияют. Из моих наблюдений: 9 из 10 детей, имевших различные логопедические нарушения в дошкольном детстве, испытывают трудности с письмом и чтением во время учёбы.
Казалось бы, какая связь между тем, что раньше ребенок не произносил звук Р, а сейчас в школе у него отвратительный почерк? Есть связь между этими нарушениями.
Надо понимать, что бывает устная речь, а бывает письменная речь. Если раньше были нарушения чисто в устной речи и проявлялось это в неправильном звукопроизношении, то позже все ошибки могут "перекочевать" в письменную речь. Это будет проявляться в дисграфии - нарушении письма. Не у всех детей, но у очень многих.
Ещё хочу донести то, что многие родители не понимают: логопед работает не только над исправлением звуков у детей, но и над исправлением письменной речи.
У меня были ученики, с которыми я занималась просто буквально годами. Сначала им нужен был логопед, чтобы исправить звуки в 5-6 лет. Мы занимались от месяца до полугода, всё налаживалось. Через 2 года звонок от родителей: "У ребенка много ошибок, диктанты на двойки, помогите нам!". Во втором классе обычно ярко проявляются ошибки в письменной речи.
Я снова начинаю заниматься с такими учениками. Часто долго пытаемся исправить почерк и дисграфию. Она, к сожалению, не поддается быстрой коррекции, и это дело не одного месяца, как это было раньше - за месяц ставила звуки.
Вот и получается, что с одним логопедом ребенок может заниматься несколько лет.
Ещё часто прихожу к ученикам в качестве репетитора, смотрю их тетрадки по русскому языку и на многочисленные ошибки, спрашиваю, были ли логопедические нарушения до школы. В 100% случаев родители мне отвечают, что да, были. Вот вам и ответ: логопедические нарушения влияют на учебу и успеваемость школьника.
Что делать, чтобы этого избежать?
1. Самое важное - постараться исправить все нарушения звукопроизношения до школы. Это сделать необходимо. Во-первых, у дошкольника речевые нарушения легче и быстрее преодолеваются, чем у школьника. Во-вторых, для психологического комфорта ребенка. Представьте, что одноклассники будут дразнить и даже смеяться над тем, как забавно будет разговаривать ребенок, который вместо "р" произносит "л".
Были ли у меня на занятиях школьники с нарушенным звкопроизношением, которое не успели исправить до начала учебного года? Были. Всё же не надо расстраиваться, если не успели автоматизировать звуки к школе. Главное - не бросать занятия. Продолжайте автоматизировать, выполняйте упражнения, которые рекомендовал логопед. И всё получится!
Был у меня ученик 4 класса, который неправильно произносил звук "Р". В своё время родители упустили момент, а потом долго не могли исправить. Всё-таки ребенок в 4 классе уже достаточно взрослый, постановка звука даётся не так легко. Времени я с ним потратила больше, чем в аналогичной ситуации с дошкольником, но звук всё-таки исправился. Это хорошо.
Исправить звукопроизношение можно и у школьника, и у взрослого. Было бы желание!
2. Развивать мелкую моторику. От нее зависит уровень развития речи, по исследованиям учёных. Для развития и тренировки пальцев рук лепите из пластилина, выкладывайте мозаику, делайте аппликации , составляйте фигурки из счётных палочек, собирайте конструктор и оригами.
3. Не думайте, что недостатки звукопроизношения сами собой исправятся и пройдут. Такое бывает очень и очень редко. Просто часто встречаю родителей: "А зачем заниматься с логопедом, всё само наладится. Просто почаще "рычать" с ребенком и учить стихи с буквой Р".
Самотёк - это не про логопедию!
4. Развиваем память, внимание, мышление. Они являются важными предпосылками для овладения письмом.
5. Больше разговаривать с ребенком, обсуждать какие-то темы, слушать его, больше читать. Развитие языка идёт через общение с родителями. Чем больше с ребенком разговаривать и читать ему, а позже он может читать сам, тем лучше для его учебы. Успеваемость у читающих детей выше, у них выше и словарный запас, и лучше развита речь.
С каждым годом всё больше и больше детей с логопедическими нарушениями. Причин этому много, но давайте хотя бы постараемся понять основы, изложенные в этой статье, и поможем нашим детям говорить и писать правильно.
Ставьте "нравится".
Пишите в комментариях, были ли у вас или у ваших детей логопедические нарушения в дошкольном детстве, и как это повлияло на учебу в школе.