Найти в Дзене
Дмитрий Семенов

Доброе слово о … калине красной

Самое время поговорить об этом скромном и малозаметным в саду растении. Потому что сейчас, когда все остальные дремлют и уж конечно никаких плодов/ягод, только на калине висят грозди. Красивые и приятные на вкус. На мой вкус, конечно. Так-то они далеко не всем нравятся, с их рябиновой горчинкой, дымным привкусом и огромной семечкой внутри. Я же их – ягоды эти – с удовольствием сейчас перехватываю, когда на дачу приезжаю. И не без пользы. Впрочем, про пользу – это, вполне возможно, мой оригинальный лайфхак (не много у меня лайфхаков – каждый ценю), я его под конец текста припас. И чур не подглядывать!

Без подписи. Фотографии в тексте мои.
Без подписи. Фотографии в тексте мои.

То, что ягоды калины до сих пор сохраняются, и они не льдинки, и не гнилинки – заслуга нынешней довольно мягкой, но не слишком оттепельной зимы.

Калина всегда мне была симпатична. Еще когда ее в саду не было. Еще когда и дачи этой не было. Чудо просто найти в позднеосеннем лесу эту красавицу, всю в драгоценных, хотя еще и совсем несъедобных ягодах.
Как-то совсем предзимняя моя грибная вылазка в лес закончилась полным фиаско, и тогда домой я притащил корзинку кистей калины. Уже прихваченной заморозком и полноценно съедобной. Никто дома ее есть, ожидаемо, не стал, но пирог, о котором я только читал, испекли. В полном соответствии с классическим рецептом. Пирог тоже никто есть не стал, мне же понравился. И запомнился этот терпкий, ни на что не похожий вкус.

В саду же у меня сейчас калина породистая, сортовая. Сорта я, правда, не знаю. Но ягоды у нее, не в пример лесным, крупнее, сочнее и с более нежным вкусом.

Калину эту я люблю/ценю. Наверное, и просто так любил бы, как это не редко случается и что нормально. Но в случае моей калины есть и за что любить/ценить.

Главное – это подарок. Я уже не раз отмечал, что со временем все больше ценю в своем саду не пользу, не удачность декоративных решений, и даже не радость/восторг от общения-наблюдения-предвкушения с моими растениями, но связанные с ними добрые воспоминания. Поскольку с годами сад в определенной степени превращается в своеобразный музей подарков и сувениров.

Мне калину эту лет тридцать назад подарила однокурсница, очень продвинутый теперь цветовод, да и в те годы завидно в этом преуспевавшая. Она вся была (и остается) погружена в розы. Но розами так просто не поделишься, а вот калина у нее была необычная и как-то неплохо саморазмножалась. Вот один из ее отпрысков и перекочевал на мой участок.

Еще одно достоинство моей калины: выбрал ей тогда местечко на берегу прудика. И все последующие десятилетия она на этом месте растет. Как специально оно – место – для нее, а она – для него. И все это время она смотрится тут более чем уместно – просто идеально. Ни убавить, ни прибавить. Только регулярно обрезать. Кстати, ни прикорневых побегов, ни самосева у нее в моем саду ни разу не было. Наверное, действительно, настолько ей тут уютно, что толпиться и расселяться не за чем.

В один прекрасный год с калиной мой случилось необычное. Не знаю как-почему, но мощные ее молодые побеги – они каждый год отрастают обильно, высоченные (под полтора метра), толсто-мясистые, с огромными листьями – вдруг однажды как по команде склонились к земле. То ли непогода какая была/совпала, то ли еще что – не скажу, не было меня при этом. Но именно склонились, не надломились. И стала моя калина в одночасье плакучей. Очень эффектной. Понятное дело, тут я ее еще более залюбил/заценил. А ежегодные обрезки теперь получили главную цель: сохранение этой плакучей формы.

А еще калина приглядна круглый год – ну кто еще так может? Хвойные какие-нибудь разве. И с листвой – весенней-нежной, летней-густой-тяжелой, осенней-бордовеющей. И с соцветиями нежными неброскими. И с ягодами, которые месяцами яркие. И безо всего этого: одной скульптурой своих удивительных склоненных-переплетенных-обрезанных ветвей.

Цветение в начале июня.
Цветение в начале июня.
Буйный летний прирост.
Буйный летний прирост.
Вот такие мощные ветки-сеголетки.
Вот такие мощные ветки-сеголетки.
И листья на них.
И листья на них.
Неброский осенний наряд.
Неброский осенний наряд.
Ягоды, аппетитные, но еще не съедобные.
Ягоды, аппетитные, но еще не съедобные.
И сейчас.
И сейчас.

Наконец, ягоды. Никто их не собирает – поскольку незачем. И они висят несколько месяцев, если погода подходящая, – все это время съедобные. Птицы мои, как и все домашние, калину не очень. Фазаны разве что угостятся – если им предложить, но скорее из любопытства. Они вообще многое едят/съедают из любопытства и для гастрономического разнообразия. Тем лучше. Всегда они – ягоды – на деревце, под рукой. И я их непременно несколько штук съедаю. И вот он мой лайфхак.

Нормальное состояние большинства населения – борьба с избыточным весом. Я тоже периодически включаюсь в эту борьбу и многое про нее читал. В частности, как неплохо приглушить неуместный аппетит бананом, например, долькой лимона, соленым крекером, кусочком горького шоколада или еще чем-нибудь лишь отдаленно напоминающем еду. Так вот, прихваченная морозцем калина тоже к таким замечательным средствам уверенно может быть отнесена! Когда и если начинаешь чувствовать, подобно Винни-Пуху, непреодолимое желание подкрепиться, достаточно нескольких ягод калины – и мысли о еде отступают на час-два. Так что если мне удастся сбросить лишний вес – тут определенный вклад моей калины.

Собирался очерк уже закруглить – перечитал и вижу упущение: я же ничего не написал про агротехнику. А зачем эти дзен-тексты, если в них нет прописей и рекомендаций по выращиванию! Но правда, мне почти нечего добавить к упомянутой уже обрезке, которая заключается в очевидном удалении очевидных же волчков. У калины же моей – практически весь сезонный прирост – мощнейшие волчки.

Правда, есть еще одна засада: очень любит калину тля. Бывает, все деревце, все листья-лопухи ее молодые, все упомянутые жирненькие волчки облеплены прожорливым и плодовитым насекомым. И тут – увы – применяю пестициды.

Никакого больше ухода калина от меня не получает и не требует. Просто растет-радуется. И меня радует.