Одной из наиболее ярких особенностей правления Россией Ивана IV Грозного была так называемая опричнина — это период, где хорошо прослеживалось применение метода государственного террора, причем системного. Само слово “опричнина” имело древнерусские корни и переводилось как “особый”. То есть опричнина Грозного — это служба (войско), наделенное особыми полномочиями, призванное выполнять особые задачи.
Перед тем, как опричнина вообще возникла, царь Иван Грозный в своей манере выкинул показательную штуку: в декабре 1564 года он забрал семью, казну, свою легендарную библиотеку, наиболее почитаемые иконы и символы своей монаршей власти и с ними отбыл на богомолье, откуда в столицу возвращаться не стал, а остановился в Александровской слободе. А 3 января следующего года Грозный объявил, что отрекается от русского престола, потому что гневается на нерадивых бояр, да и вообще на всех, кто наделен большой властью.
Причин у него для этого и правда было достаточно, ибо все приближенные к власти в буквальном смысле делали всё, что хотели: они воровали, они не исполняли приказы, они жестоко боролись между собой, ослабляя государство и так далее. Так или иначе, все понимали, что без царя жить нельзя, а потому 5 января в Александровскую слободу к Грозному прибыл архиепископ Пимен, который и убедил царя вернуться и снова взять бразды правления страной в свои руки.
В феврале царь приехал в Москву, но это был уже другой человек — он объявил, что согласился вернуться на царство, но отныне будет по своему усмотрению казнить всех изменников, налагать на провинившихся опалу, отбирать имущество, и никто, в том числе и духовенство, не имеет более права указывать ему.
Для помощи в этом 3 февраля 1565 года и была учреждена опричнина. В опричнину попали наиболее верные Ивану Грозному бояре, приказные и служилые люди, были сформированы специальные стрелецкие полки. Для содержания этой службы в ведение её были переданы 20 крупных городов вместе с волостями, среди которых была и Москва. У прежних хозяев в городах отбирались дома, переселялись целые улицы, а на их месте обосновывались люди из опричнины, которые и должны были организовать работу этого ведомства.
Долгое время отношение к опричнине в истории было резко негативным. Оно и понятно, ведь опричнина — это репрессивный орган, который действовал путем запугивания, шантажа, убийств, казней, в общем кровавым, насильственным путем. Но с точки зрения государства этот орган был достаточно полезным в определенный период времени.
Дело в том, что бояре в какой-то период были больше всего похожи на свору рвущих друг друга собак. От их постоянных дрязг и склок государство ослабевало. А ведь шла Ливонская война, тяжелейшая для России. Дошло до того, что все эти ссоры привели к страшным поражениям русской армии, ибо царские указы просто не исполнялись. Не стоит забывать, что и помимо этого были у России враги буквально со всех сторон, только и ждущие этой самой слабости. Кроме того, многие из бояр рады были бы изжить со света и самого Ивана Грозного. То есть измены и предательства в высших кругах власти хватало, и бороться со всем этим можно было только так — жёстко и большой кровью. Но, разумеется, при всем этом неизбежно гибли и невиновные люди.
Так или иначе, а в 1572 году опричнина была отменена. Дело в том, что войско опричников было хорошо для определенных целей, а вот для открытых сражений с хорошо обученным врагом оно не подходило. Опричники не смогли отразить татарский набег на Москву и не защитили её, из-за чего царь прогневался и вскоре всех их и распустил.
Впрочем, не стоит думать, что вся опричнина была заточена только для убийств и казней слабых, тот же Малюта Скуратов, главный любимец и “душегуб” Грозного, встретил геройскую смерть при штурме вражеской крепости Вейсенштейн, за что царь потом вырезал практически весь гарнизон и мирных жителей подчистую.
Мой канал в Телеграме и ещё несколько интересных статей: