Консультант «Гуманитарного проекта» Сергей Миронов провел небольшое расследование о том, может ли человек с ВИЧ сделать себе татуировку в Новосибирске.
Не секрет, что один из главных мифов о ВИЧ — это что инфицироваться можно в тату-салоне. Друзья, мы не устаем повторять, что путь передачи «кровь в кровь» не очень соотносится с возможностью получить ВИЧ при нанесении татуировки, если только мастер не делает тату одновременно и одним инструментов двум людям, один из которых ВИЧ-положителен и у него большая вирусная нагрузка. Просто представьте себе эту ситуацию. Вы ведь просто не пойдете в такой салон и к такому мастеру!
Но и тату-мастера, оказалось, не очень сведущи в теме ВИЧ и зачастую отказывают клиентам, если те открывают свой статус. С этой ситуацией столкнулась одна из знакомых Сергея, и он решил выяснить сам, насколько легко сделать татуировку ВИЧ-положительному человеку в Новосибирске. Дальше — его рассказ.
«Про то, что в Новосибирске тату-салоны отказывают в обслуживании ВИЧ-позитивным людям, я узнал случайно: написала знакомая. Она рассказала мне, что, решив сделать татуировку, обратилась в довольно известную тату-студию, и все шло хорошо пока она не сказала, что живет с ВИЧ. Она рассказала, что принимает терапию и что у нее неопределяемая вирусная нагрузка. Но ей было в вежливой форме отказано в услугах. Отказано было из соображений „ее же безопасности и сохранности здоровья“.
Она скинула мне переписку с салоном из которой следовало, что „у людей с ВИЧ татуировка не заживает, долго болит, и вообще может вывалиться, не прижиться“. Мда.
Ей было отказано и во втором салоне. После этого туда позвонил уже я и попытался объяснить, что студия не права, отказывая клиентке на основании ее статуса. Моей знакомой перезвонили и сказали, что все-таки могут сделать татуировку.
Параллельно я выяснил, что, оказывается, практически во всех салонах тебя спрашивают про ВИЧ. Почти нигде при приеме на работу не спрашивают, Дудя уже, наверное, все посмотрели — а в тату-салонах спрашивают!
Проверяю дальше сам, пишу администратору салона, который вылазит первый в поиске по словам „тату Новосибирск“. Какой-то сюр: мне пишут, что помимо уже знакомых „проблем с заживлением и ослабленного иммунитета клиента“ ещё и „про плохую свёртываемость крови у ВИЧ-положительных людей“. Я в свою очередь пытаюсь донести до администратора информацию про АРВ-терапию, про то, что жизнь с ВИЧ ничем кроме необходимости эту терапию принимать не отличается от жизни человека ВИЧ-отрицательного, про неправомерность отказа в конце концов. Спустя несколько часа мне отвечают: „Мы готовы оказать вам услугу по нанесению татуировки при наличии у вас справки от лечащего врача о том, что противопоказаний к такого рода процедурам в связи с ВИЧ у вас нет, ФИО врача должны быть читаемы, с печатью, форма — любая, предусмотренная законом для таких справок“.
Пишу в третий салон, и там мне, наконец, отвечают абсолютно адекватно, что помимо текущих воспалительных процессов и повышения температуры как таковых противопоказаний к татуировке нет. Моя знакомая в итоге нашла себе мастера, но жаль, что многие представители тату-сферы настолько не готовы к репутационным рискам, отказывая в услуге на основании ВИЧ-статуса и своей низкой информированности».
Добавим только, что в любом тату-салоне к процедуре нанесения татуировки и к обработке инструментов должны относиться так, будто в числе их клиентов есть ВИЧ-позитивные люди (тем более, что в Новосибирской области таких людей больше 30 тысяч). Во-первых, заполняя анкету перед процедурой, человек может ответить, что у него нет ВИЧ, просто потому, что он еще не знает о своем статусе. Во-вторых, и это даже странно лишний раз проговаривать, но приходится: наличие ВИЧ не делает клиента человеком второго сорта.
В финале хотим привести мнение одного из самых талантливых тату-мастеров Новосибирска Ники Йо, который работает в студии KOMETA TATTOO.
«Я никогда не отказываю человеку в татуировке на основании того, что у него ВИЧ. Я попрошу принести справку от врача, что для конкретно этого человека нет таких противопоказаний и татуировку делать не возбраняется. А так — да, пожалуйста. Я наоборот чертовски ценю, когда человек мне прямо говорит, что у него ВИЧ или гепатит, например. Или любое другое заболевание, потому что я вмешиваюсь в его организм, мне важно знать о текущем положении дел. Плюс я благодарю его, потому что на протяжении всей своей работы к любому своему клиенту я взываю к доверию, он ведь мне кожу свою доверяет, поэтому очень круто, что доверяет и это.
Многие мастера отказывают из-за какого-то страха за себя, а для меня и для человека при прочих данных, это абсолютно безопасный процесс, потому что если соблюдать все санитарные нормы, правила асептикти и вот это вот все (причем с каждым своим клиентом, и ВИЧ-отрицательными тоже), то никаких рисков ни у кого нет. Так что делайте татуировки, мои хорошие, у тех, кому вы доверяете, вот такой вот вывод».
Если у вас возникают вопросы относительно жизни с ВИЧ, звоните на горячую линию 8 (383) 209-02-18. Или пишите Сергею, он тоже с радостью проконсультирует.
На фото — координатор «Гуманитарного проекта», ВИЧ-активист Сергей Ульянов и его татуировки, которые все никак не слезут и не отвалятся.
UPD. Наши подписчику сообщают, что во многих салонах не спрашивают о ВИЧ-статусе клиентов, но соблюдают все необходимые нормы — использовали стерильные иглы.
Хотел бы пройти тест на ВИЧ? В Новосибирске вновь работают тест-мобили, где за 15 минут можно бесплатно и анонимно узнать свой ВИЧ-статус.
Также для некоторых ключевых групп есть возможность заказать набор для домашнего тестирования на сайте Test4life.