Найти тему
Моя Италия

Сегодня день рождения Марко Матерацци. Все-таки он был прав в эпизоде с Зиданом?

Оглавление

Адвокаты подъехали.

Что вам приходит в голову, когда вы слышите имя Марко Матерацци? Наверняка вы вспомните про антигероя, Иуду, подлеца, провокатора, человека, испортившего последний матч Зинедина Зидана.

Хотя я всегда завидовал мастерству Маргарет Митчелл, которая своим романом «Унесенные ветром» перевернула привычное представление о Добре и Зле в Гражданской войне в США, я не очень верю, что у меня получится реабилитировать главного итальянского футбольного преступника. Но все же я попытаюсь.

26 июня 2006 года в Кайзерслаутерне сборная Италии проводила ужасный по качеству матч. Перед командой Марчелло Липпи открылась прямая дорога в полуфинал, ведь после первого раунда плей-офф предстояло играть с победителем пары Швейцария – Украина. Однако нужно было еще пройти Австралию, что было совсем не просто. Команда Гуса Хиддинка, того самого, который жестоко посмеялся над Италией четыре года назад, никак не желала сдаваться. Более того, в самом начале второго тайма произошел эпизод, который заставил итальянских болельщиков еще сильнее почувствовать страх перед надвигающейся катастрофой.

После удаления Марко Матерацци итальянцы остались вдесятером. А ведь против Брешиано правила нарушал не Матерацци, а Дзамбротта. Марко пытался спорить, но арбитр Медина Кантальехо был непреклонен. Понуро направляясь в раздевалку, Матерацци понимал, что стал заложником своей репутации, заработанной за последние сезоны в «Интере». Но обвинять все равно будут его, как обвиняли Тотти после удаления в Корее в 2002 году. Нарушение, тянувшее в лучшем случае на желтую карточку, станет причиной очередной неудачи сборной Италии. Сейчас им предстоит биться против настырных австралийцев почти целый тайм. Но что толку – в лучшем случае итальянцев ждет серия пенальти, а в ней на «адзурри» никто не поставит и гроша. Это был кошмар. Конец международной карьеры, которая так толком и не успела начаться. Это был конец Марко Матерацци.

-2

Марко никогда не считался талантливым, в этом качестве ему всегда отказывали журналисты, даже в минуты славы. А ведь очень часто разговор о таланте является бессмысленным, поскольку его нельзя оценить объективно. Происходит странная вещь – люди с легкостью готовы признать кого-то талантливым. Но уж если на ком-то висит ярлык «бездарный», то это навсегда.

Мы часто слышим о подающих надежды игроках, которые потом пропадают. Но всегда под рукой есть объяснение – таланту не дали раскрыться. Не нашлось человека, который поверил в него по-настоящему. Легко составить список из футболистов, которые так и не стали звездами, хотя подавали огромные надежды. В этом списке – сотня «вторых Баджо» и пара десятков «новых Мальдини». Теперь уже и не вспомнишь – кому из них действительно не повезло, а кто сам не потянул.

Даже у великого Франческо Тотти был момент, когда только мудрый тренер Карло Маццоне спас его от опрометчивого перехода в «Сампдорию». Позднее Маццоне оказал огромное влияние на становление другого гения – Андреа Пирло. Однако далеко не всем так повезло.

Матерацци же, несмотря на то, что его отец был известным тренером, с начала карьеры не имел никаких преференций. Пробивался сам. Пути отца и сына пересеклись лишь раз – когда Джузеппе тренировал «Мессину», Марко дебютировал в молодежной команде. Очень скоро и тот и другой навсегда покинули сицилийский клуб, и с тех пор каждый шел своей дорогой. Но если Джузеппе был востребован, то Марко не мог похвастаться успехами. Все шло к тому, что он не никогда не станет заметной фигурой в итальянском футболе. Намучившись в серии С, Матерацци пытался закрепиться в «Перудже», которую тренер Джованни Галеоне выводил в серию А, но неудачно – ему не дали провести и двух игр. 22-летнего защитника отправили в аренду в «Карпи». В деревню, в глушь.

Джузеппе Матерацци
Джузеппе Матерацци

Если бы тогда кому-то пришла идея составить рейтинг итальянских защитников, то Матерацци не попал бы и в сотню. Но Марко не сдался, именно в этот момент он открыл в себе способность забивать голы. Неуклюжий, необладающий резкостью и стартовой скоростью защитник вдруг начал раз за разом поражать ворота. В «Перудже», которая уже играла в серии А, это оценили. Марко наконец-то дебютировал в высшем дивизионе на «Ренато Кури». Интересно, что соперником его команды в той игре был «Интер». Клуб, с которым он выиграет все возможные трофеи.

Кстати, в тот же самый день в серии А в «Роме» дебютировал Омари Тетрадзе.  А сама игра завершилась со счетом 0-0, но «Перуджу» было уже не спасти – команда снова вылетела в серию B. И тут Марко очень повезло – его отдали в аренду в «Эвертон». Тогда в английской премьер-лиге была мода на итальянских футболистов. Вместе с Матерацци на Британские острова отправился и другой футболист «Перуджи» – нападающий Марко Негри. В премьер-лиге Матерацци научился играть жестко – английские судьи позволяли футболистам чуть больше, чем на континенте.  

И хотя в Англию тогда уезжали многие, не все возвращались. Матерацци тоже мог остался в Англии, но «Перуджа» неожиданно обыграла «Торино» и снова вернулась в элиту. В столице Умбрии Марко провел еще два сезона, особенно удачным выдался последний. Тогда ему удалось забить 12 мячей, почти половину из которых (семь) он провел с пенальти. Так был побит вечный рекорд Даниэля Пассареллы. В том году Матерацци дебютировал и в сборной Италии, а с нового сезона перешел в «Интер».

-4

Миланский клуб был создан для Матерацци. Сегодня трудно представить его в черно-белой или красно-черной футболке.  Если только в футболке желто-красного клуба, где иногда приживались люди с похожей энергетикой. К 2001 году «нерадзурри» заслужили в Италии репутацию команды, которая тратит огромные деньги, но никак не может выиграть ничего серьезного.

Миланцам покорились только кубки УЕФА, которые не удовлетворяли амбиции владельца клуба Массимо Моратти. Над «Интером» издевались даже собственные тифози. «Болеть за нас – это крест», – шутили некоторые из них. Кого только не покупал несчастный Моратти! Роналдо, Вьери, Джоркаефф... Приглашали даже Марчелло Липпи, но и он потерпел неудачу. Но главный кошмар был еще впереди.

В дебютном сезоне Матерацци миланцы обязаны были выиграть скудетто. Однако в последнем туре команда Эктора Купера неожиданно уступила «Лацио».

Материал по теме: Ровно 18 лет назад «Ювентус» вырвал чемпионство из рук «Интера»

В течение следующих нескольких лет Матерацци стал одним из символов «Интера». Марко умудрялся поглощать едва ли не весь негатив, который накапливался по отношению к команде, особенно после кальчополи. Болельщики других команд ненавидели его больше остальных. И эта роль была ему по душе. Он и сам давал поводы – играл грубо и даже грязно. Но никогда бы Марко не заслужил такую репутацию, если бы он сам этого не хотел. Мало ли было футболистов в грандах кальчо, которые играли жестко? Паоло Монтеро, Рино Гаттузо, Альдаир, Юрген Коллер, Пьетро Верховод, Беппе Бергоми... Список можно продолжать бесконечно. Но относились ли к ним так негативно? Ни в коем случае. Марко – другой случай. Он не просто жесткий защитник, который играл грубо, он показывал, что ему это нравится. Именно в этом заключается секрет отношения людей к  Марко Матерацци, он кроется в особенностях его характера.

-5

Минимум три четверти того, что публика думала о Марко, навязано им самим. Он обожал быть плохим, ему нравилось рассказывать про себя разные истории, он получал удовольствие, когда люди считали его хуже, чем он есть на самом деле. Но делал он это все не из-за душевной подлости. Это просто форма самозащиты. В самоуничижении и умении оговорить себя Марко даст фору любому, причем в этом стремлении он был абсолютно искренен. И это самоуничижение несет глубокий сакральный смысл. Оно дает ему право быть тем, кто он есть на самом деле, оставаясь для публики мясником, грубияном и чуть-ли не убийцей. 

Неслучайно они нашли общий язык с Жозе Моуринью, который принадлежит к тому же психологическому типу. Две личности с таким характером крайне редко уживаются друг с другом. Это возможно лишь тогда, когда один готов уступить другому. Марко сделал над собой такое усилие. В итоге, два этих человека, вместо того, чтобы стать заклятыми врагами, стали союзниками. Они могли бы стать и друзьями, если бы не традиционная для Италии дистанция между футболистом и тренером. Зато когда португалец ушел, ничто не мешало им продемонстрировать свои эмоции. И тогда даже недруги признавали, что эта сцена не сыграна, она целиком от сердца.   

Но вернемся на чемпионат мира 2006 года, когда Италия почти проиграла Австралии. В тот июньский день «Скуадре Адзурре» повезло. Медина Кантальехо вернул долг за несправедливое удаление и назначил пенальти, которого не было. Марко Матерацци получил шанс исправиться, что он и сделал, блестяще сыграв в полуфинале с немцами. Это была его лучшая игра за всю карьеру. В той команде целая группа футболистов смогла провести лучшие матчи, прыгнув выше головы. Но если от Каннаваро, Пирло, Буффона или Гаттузо подобное можно было ожидать, то двое из команды Липпи действительно удивили.

Эти двое – Фабио Гроссо и Марко Матерацци. Оба до 2006 года считались средними футболистами. Оба не стали суперзвездами после турнира – возраст был не самый подходящий, чтобы переходить в ранг суперигроков. Но интересно другое – оба никогда не играли за молодежные или олимпийские сборные Италии. Неста, Каннаваро, Тотти и остальные – все они прошли через молодежки. Гроссо и Матерацци – нет, они как-будто появились из ниоткуда. Но именно они внесли решающий вклад в победу Италии на ЧМ-2006.

Гроссо заработал тот несправедливый пенальти. В тот момент он впервые поверил, что ему предначертано Фортуной сыграть важную роль на турнире. Именно Гроссо забил победный гол немцам и уже тогда окончательно поверил в свою избранность. Матерацци же не только прекрасно провел полуфинал с немцами, в котором нагрузка на центральных защитников была запредельной, но и сравнял счет в финале.  А чуть позже вывел из строя самого Зидана. Но для победы на чемпионате мира этого было еще недостаточно.

-6

Началась серия пенальти. Пять игроков вышли на ристалище. Всем им было, что доказывать себе и окружающим.  Каждый должен был забить не столько за Италию, сколько за самого себя.

Пирло забил в память о своем кумире Роберто Баджо, который в похожей ситуации не смог поразить цель.

Матерацци же своим голом показал окружающим, что он был прав в эпизоде с Зиданом.

Де Росси искупил вину за удаление в матче с американцами.

Дель Пьеро доказал своим голом, что его рано списали со счетов.

И, наконец, Фабио Гроссо. Избранный нанес победный удар.

Показательно, что к той победе приложили руку не только любимчики, обласканные славой и прессой, но и люди, которых не принимали всерьез. Победа была общей.

Марко Матерацци считал себя плохим парнем, даже немного разбойником. Да, так будет точнее. Однако в итальянской культуре в слове «разбойник» содержится немало романтики.  И речь даже не о мафии, а об эпохе Возрождения, когда многие великие художники, если посмотреть на их жизнь с современной точки зрения, могли бы считаться разбойниками.

Таков был и Бенвенуто Челлини, ювелир и скульптор, для которого было совершенно нормально пойти и заколоть обидчика ночью в постели. Потом, правда, Бенвенуто искренне каялся самому Папе, который всегда прощал своего любимого ювелира. Но страсти, женщины и вино делали свое дело – проходило время, и Челлини снова и снова попадал в неприятные истории, которые преследовали его всю жизнь. Когда же Климент VII умер, новый Папа посадил Челлини в темницу. Когда же Рим осадила армия германского императора, именно Челлини додумался до того, чтобы убить предводителя «варваров», коннетабля Шарля Де Бурбона, который был могущественнее короля Франции.

-7

Оставшееся без предводителя войско разорило Рим с жестокостью, которая вошла в историю. А когда стороны после изнурительной осады уже готовы были заключить мир, Челлини случайно чуть не прикончил нового главаря «варваров» – принца Оранского. Говорят, что тогда Бенвенуто едва не повесили свои же товарищи по обороне замка «Святого Ангела». Тот поступок Челлини, поступок разбойника, который решил спасти свой город, очень напоминает поступок Матерацци, который спровоцировал Зидана.

Для Марко французы были вражеской армией, а Зидан – их полководцем. «Военная хитрость, не более», – сказали на канале Sky сразу после того эпизода с удалением. Да, именно военная хитрость. Мы можем относиться к этому эпизоду как угодно, но глазами Марко Матерацци, глазами великого футбольного преступника, он не совершил подлость. Ведь Челлини, увидев, что Шарль Де Бурбон мертв, тут же побежал к спрятавшемуся в замке «Святого Ангела» Папе с криком: «Это я убил его! Я!»

В XVI веке Папа еле смог откупиться, чтобы сохранить себе жизнь. А в XXI веке, если бы Футбольный Бог захотел, он наверняка сделал бы так, чтобы Италия проиграла по пенальти, а решающий промах совершил именно Матерацци.

Но этого не случилось. Однако не даром в Италии говорят, что месть – блюдо, которое подают холодным.

Когда Челлини принес известие о том, что от его руки пал проклятый Бурбон, Папа расстроился. Вражеская армия, оставшись без своего предводителя, подвергла Рим величайшему разгрому в истории. В тот день над эпохой Возрождения опустился занавес. То же самое произошло и в наше время. После ЧМ-2006 туринский «Ювентус», гордость и краса кальчо, был отправлен в серию B.

С того самого дня итальянский футбол уже никогда не будет таким, каким был раньше. Чем не занавес для Золотого века?

Наш телеграм-канал

Подписывайтесь на канал «Моя Италия»!

Всем, кто любит Италию, мы говорим GRAZIE!