Кеты — интересный малый народ, который живет в Красноярском крае. На своих северных соседей они совсем не похожи — ни лицами, ни языком, ни одеждой. Они говорят на последнем языке енисейской семьи, остальные вышли из употребления почти 200 лет назад.
Вот что мне удалось узнать про кетов. Наименование народа появилось в 20-х годах прошлого века, а так их называли и остяками или енисейскими остяками, а также енисейцами.
Живут они в верхнем и среднем течении Енисея. Сами кеты пришли откуда-то издалека. В их легендах говорится, что они бежали от каких-то страшных людей, то ли людоедов, то ли просто врагов.
Если обратиться к их языку, оказывается, что он имеет родство с северокавказскими, сино-тибетскими языками и даже … индейскими языками! На похожем языке разговаривают испанские баски. Ученые считают, что кеты принадлежат к древней палеоазиатской семье народов.
Одеваются они тоже не так, как другие северные народы России: в суконные халаты, штаны и кожаную обувь. Зимой — в одежду из шкур.
Кеты исторически верят шаманам, обожествляют природу. В их языке дерево, гора, рыба — существа одушевленные. А вот упавшее или срубленное дерево — мертвое, неодушевленное.
По поверью, первым шаманом был орел, человек может также обратиться в лебедя. Эти птицы для кетов священные, они никогда на них не охотятся.
Кеты — отличные рыболовы, они делают долбленые лодки и ходят под парусом, без весел. Пользуются снастями и острогами. Рыбу заготавливают — делают рыбную муку, вялят и квасят в мешках или ямах без доступа воздуха.
Еще кеты всегда охотились на пушного зверя, делали из шкур теплую одежду и жилье, а мясо ели. Например, белок, если не добыли более крупной дичи.
Шкурки обменивали на муку, они были также ценным подарком. Например, родителям невесты. У них был такой обряд «котел подарков». Все добро, которое хотели поднести, складывали в котел и ставили у входа. Если на следующий день подарки принимали, значит, сватовство состоялось. Если котел был опрокинут, дело ясное — свадьбе не бывать.
В 2010 году в Красноярском крае жили всего лишь 957 кетов — это данные переписи населения. Родным языком владеют не все из них. Хотя они помнят народные легенды и сказки, но какие-то обычаи же ушли в прошлое. Например, раньше у каждого мужчины этого народа была своя индивидуальная песня. Ее начинали сочинять маленькому ребенку, а со временем дополняли и меняли. Теперь такого обычая уже нет и как эти песни сочинять, никто не знает. Зато есть надежда, что уникальный язык сохранится: его дети изучают в школе.