Найти в Дзене
Спорт нон-стоп

Мог ли Мустафа остаться в живых

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Пожалуй, самыми драматичными сериями, лично для меня, являются серии о казни Мустафы, ее подготовке и последствиях. Я не знаю, кого может оставить равнодушным сцена жестокой расправы над шехзаде, где на глазах отца несколько палачей убивают смелого и отважного воина -сына? Как можно остаться равнодушным, когда мать, жена и дети покойного принца кричат и мучаются от своего бессилья и возможности повлиять на ход событий?! Я, если честно, практически рыдала от всех этих сцен.

Но вместе с этим у меня, и, наверное, у большинства зрителей, возник вопрос: а мог ли Мустафа быть помилован? Мой личный вывод оказался неутешительным – не мог! Сейчас объясню почему.

Сулейман был, как известно, единоличным и сильным правителем, который успешно правил страной на протяжении достаточно большого отрезка времени. Он увеличивал мощь и границы своего государства, а, значит, власть его становилась все более и более сильной и твердой. Одним словом, практически безграничной. И чем больше власти и могущества «скапливалось» в руках Сулеймана, тем больше в нем росло желание любым способом сохранить эту власть.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Конечно, султан понимал, что настанет день, когда он покинет этот мир, и на его место взойдет один из его сыновей, но это будет только после его кончины, а никак не во время правления самого падишаха. Именно поэтому властелин так ревностно и с подозрением относился ко всему, что хоть каким-то образом намекало ему на отчуждение его от власти.

Именно поэтому был казнен Ибрагим, посмевший отождествить себя с правителем. Именно поэтому Мустафа был казнен. Да, его оклеветали в сговоре с персидским шахом, ради свержения Сулеймана с престола и захвата власти. Но, что мешало правителю провести расследование, выслушать Мустафу или предпринять еще какие-либо меры? Да, собственно, ничего. Но Сулейману была нужна смерть Мустафы, потому как именно своего старшего сына он считал опасным противником.

Перед принятием решения падишах пытался вспоминать именно те моменты из их с Мустафой жизни, где его сын, пусть даже еще маленький, называет себя будущим султаном и говорит о том, что именно он станет следующим правителем Османского государства. Падишах «теребил» сам себя, лишний раз пытаясь доказать, опять же самому себе, что Мустафа – это зло, которое сможет отобрать у него власть, а значит, его требуется уничтожить.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Кроме того, султан, чтобы хоть как-то заглушить голос совести и снять с себя хотя бы часть ответственности, обратился с Эбуссууду Эфенди, который, как и в случае с Ибрагимом, дал утвердительный ответ на казнь сына отцом во имя сохранения и укрепления власти. Так падишах «удостоверился» в правильности принятого решения и повелел убить сына.

На самом деле приговор Мустафе был вынесен задолго до самого приказа о казни. Сулейман давно решил, что неугодный сын стал слишком для него опасен, а потому просто ждал удобного случая для расправы.

Страдал ли при этом Сулейман? Страдал именно человек Сулейман, но вот повелитель был непреклонен, ведь он сохранил свое сокровище – власть. И совсем неважно, что при этом пострадал его собственный сын, бились в муках отчаяния и горя некогда любимая Махидевран и отважная Михриниса. Главное – это государство и власть. Таковы были суровые законы того времени, где отцы убивали детей, а брат шел на брата, чтобы сохранить власть и избежать смуты.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Но я вот о чем подумала: у нас вроде не сериал и не времена Османской империи, а вот страсти те же! И у нас есть такие правители, которые, ну, никак не хотят отпустить власть, и всеми силами стараются ее удержать. Сидят там, сидят столько лет, и только способы сохранения придумывают: кто-то законы меняет, а кто-то и силу пытается применить… Хочется повторить слова Пири Мехмеда Паши из «Великолепного века»: «Не жди, когда власть пожелает отказаться от тебя. Когда почувствуешь, что пришло время, то сам откажись от власти!»

А Вы согласны?