Продолжение истории из прошлой статьи.
Недавно был случай. Во время решения задачи у ученицы (4 класс) началась истерика. Заклинило ее на простом действии. Девочка заплакала и отключила связь.
Написала маме, Спросила, может быть, девочка заниматься не хочет.
Мама поговорила с дочкой, уладила ситуацию. Объяснила мне (репетитору), что дочь разволновалась и плохо себя почувствовала. Извинилась за истерику ребенка, прислала на 100 рублей больше, чем надо.
У меня не только дети хорошие, но и их родители замечательные.
Психологическую проблему мама решила. Я задумалась, может быть, надо было как-то и что-то по-другому объяснить. Решали задачу под конец урока, не успела я настроить ребенка на другой способ решения.
С некоторыми учениками надо решать сложные задачи в начале занятия. Как раз данная ученица из этой категории, в начале урока хорошо соображает, через 20 минут устает.
Далее на уроке надо устный счет, примеры на вычисления столбиком, задачи на одно действие. Особенно любит решать уравнения. Девочка очень способная, но в школе по математике "3".
На следующем занятии предложила девочке решить задачу еще раз, но уже другим способом.
Задача.
Фермер собрал 5 т картофеля. 30% всего картофеля он оставил себе, 40% - отдал на переработку, 15% - оставил на семена, а остальное отвез на рынок, разложив в мешки по 50 кг в каждом. Сколько получилось мешков?
Наше решение с первого занятия.
1) 5 т=5000 кг
2) 30+40+15=85 (%) (потратил)
3) 100-85=15 (%) осталось
4) 5000:100*15=750 (кг) разложить в мешки
5) 750:50=15 (мешков)
Девочка тогда (на первом занятии) начала нервничать на втором действии. Не понравилось ей складывать проценты. На четвертом действии началась истерика: несколько раз "не понимаю я!", слезы навзрыд и конец связи.
Наше решение со второго занятия.
1) 5 т=5000 кг
2) 5000:100*30=1500 (кг) оставил
3) 5000:100*40=2000 (кг) на переработку
4) 5000:100*15= 750 (кг) на семена
5) 5000-(1500+2000+750)=750 (кг) осталось
6) 750:50= 15 (мешков)
Второй способ решения девочке понравился больше. Сама выполнила все действия. Я только и успевала задавать наводящие вопросы.
Вычислять проценты девочка умеет. В школе учится по учебнику Петерсон. Задач на проценты там достаточно.
Некоторые учителя и репетиторы ругают этот учебник, некоторые родители и дети ненавидят. Помню, были ожесточенные споры в комментариях под прошлыми статьями, например, тут (ссылка для тех, кому интересно).
Повторюсь, мне нравится линейка учебников Петерсон, она для сильных детей, хорошую оценку получить непросто, но знания получаются основательные.