Король-Чародей известен как главный приспешник Саурона, которому Темный лорд доверял командование на самых ответственных участках, и вплоть до Войны Кольца лидер назгулов не подводил своего повелителя. Достаточно перечислить его основные «достижения»:
- уничтожение северных дунаданских княжеств Артедайн, Рудаур и Кардолан;
- чародейское убийство последнего короля Арнора (корабль утонул в буре, которую наслал Король-Чародей);
- захват гондорской цитадели Минас-Итиль и ее превращение в Минас-Моргул – Крепость темных чар;
- убийство последнего короля Гондора.
Чье же лицо скрывалось под коронованным шлемом лидера назгулов? В работах Толкина он не назван по имени, однако по разрозненным заметкам можно выстроить логическую теорию, кем был Король-Чародей на самом деле.
Прежде всего, стоит обратить внимание на любопытную фразу из письма Профессора № 156: «…я умышленно сводил все аллюзии на высшие материи к всего лишь намекам, заметить которые способны лишь самые внимательные, либо оставлял их в виде символов, вовсе никак не объясненных». И хоть эта фраза относится к рассказу о Гэндальфе, можно сделать вывод, что Толкин использовал в своих книгах намеки, которые позволят читателям самим догадаться о некоторых вещах.
Из «Акаллабет» («Сказания о падении Нуменора») известно, что владельцами трех человеческих колец власти стали великие нуменорские лорды. Нуменор был самым развитым государством Средиземья и одним из главных противников Саурона, который хотел «уничтожить Эльфов и по возможности способствовать падению Нуменора». Логично предположить, что кольца достались таким людям, которые обладали силой и властью для достижения этой цели – вполне возможно, даже кому-то из нуменорской королевской семьи.
Список королей Нуменора приводится в приложении к «Властелину Колец» и в истории «Род Эльроса» в «Неоконченных Сказаниях». При изучении черновиков Толкина можно обнаружить некоторые несоответствия в датах в промежутке между 1700 и 2251 годами Второй Эпохи. Кристофер Толкин в предисловии к «Неоконченным Сказаниям» пишет, что в «Роде Элроса» «даты жизни королей и королев Нуменора и их правления в некоторых местах были неясными и несколько раз исправленными». Сын Профессора исправил эти несоответствия, дав наиболее позднюю формулировку (на его взгляд). Однако сам Толкин в прологе к «Властелину Колец» подчеркивает, что «несмотря на предположительный характер многих дат, особенно относящихся ко Второй Эпохе, они заслуживают пристального внимания» (!).
В 1695 году 11-й король Нуменора Тар-Минастир получил призыв о помощи от эльфийского короля Гил-Гэлада: армии Саурона вторглись в Эриадор. В связи с неясными проволочками флот собирался 5 лет и прибыл только в 1700 году, когда эльфы едва удерживали правый берег реки Луны перед самыми Серыми Гаванями. С помощью нуменорского адмирала Кирьятура Саурон был разбит в нескольких сражениях и с остатками сил бежал в Мордор («История Галадриэль и Келеборна»).
С чем были связаны проволочки? Ответ на этот вопрос дает хронология королей Нуменора. И «Список королей», и «Род Эльроса» солидарны: в 1695 году власть принадлежала 10-й королеве Тар-Тельпериэн, которая передала свой скипетр преемнику в 1731 году. Возможно, она устала от правления и раньше или же попросту опасалась принимать важные решения, но факт остаётся фактом: по крайней мере за 31 год до ее официального ухода племянник королевы, Тар-Минастир, уже назывался королем и в итоге сделал выбор в пользу войны против Саурона.
Можно было ожидать, что эльфы и нуменорцы после победы над общим врагом наладят более тесные контакты, но этого не произошло. Между ними наблюдается отчуждение, нуменорцы начинают колонизировать Средиземье. Именно при Тар-Минастире «тень упала на Нуменор» (в приложениях к «Властелину колец» указан 1800 год). Почему Толкин пишет такие зловещие слова, когда вроде бы ничего не предвещает беды? Не указывает ли это на появление кольца власти в королевской семье?
Сам Тар-Минастир в Средиземье не бывал, однако его сын, Тар-Кириатан, не сидел на месте, плавая на восток, на север, и на юг. Но со временем этих плаваний ему стало недостаточно, и в 1869 году Тар-Кириатан вынуждает отца отдать скипетр против своей воли. Случай из ряда вон, такого в королевской семье ранее на происходило! И Толкин опять дает нам намек, говоря в «Роде Эльроса», что с воцарением Тар-Кириатана «можно узреть первое появление Тени над благословением Нуменора».
Дальнейшие действия Тар-Кириатана легко укладываются в схему разлагающего влияния кольца. Он построил великое множество кораблей, и его слуги привозили много металла и драгоценных камней и порабощали жителей Средиземья. После поражения в 1700 году Саурон «не приближался к побережью». Возможно, кольцо попало к Тар-Кириатану гораздо раньше 1800 года (во время похода Кирьятура ему было 66 лет – он вполне мог участвовать в войне), и Саурон дожидался порабощения. Но этот процесс был медленным и зависел от того, насколько физически и морально тверд носитель кольца. Саурон ждал и ждал, с ненавистью наблюдая, как «Нуменор увеличивает свою мощь и роскошь», и опасаясь, что нуменорцы «вторгнутся в его земли и отберут у него власть над Востоком».
В «Акаллабет» также есть следующие интересные строки: «Эти события происходили во времена Тар-Кириатана Корабела и его сына Тар-Атанамира…». О каких «событиях» пишет Толкин? Речь идет о переговорах с посланцами Валар. Переговоры могли занять дни, недели, месяцы, возможно, даже годы, но явно не всю жизнь. Не намекает ли Толкин в этом отрывке, что в одно и то же время в Нуменоре было два правителя?
По официальной датировке (которую, как мы помним, Кристофер Толкин составлял по датам, которые сам посчитал последними и непротиворечивыми) Тар-Кириатан передал скипетр своему сыну Тар-Атанамиру в 2029 году, а умер в 2035 году. Смерть Тар-Атанамира датирована 2221 годом, при этом в сказано, что он цеплялся за жизнь до последнего и умер, впав в слабоумие.
Однако кольцо наделяло своего носителя огромным запасом жизненной энергии, продлевая его жизнь. Тот же Бильбо ничуть не изменился за время владения кольцом. И действительно, по ранней версии «Списка королей» смерть Тар-Кириатана отмечена под 2251 годом! Если это так, продолжительность его жизни – 617 лет! Феноменальные цифры, даже для Нуменора!
Смог ли Тар-Кириатан скрывать свою ненормально длинную жизнь или же пошел на уловки? Возможно, Тар-Кириатан лишь создал впечатление, что отказался от трона в 2029 году, потому что передача власти от молодого отца к старику-сыну была бы очень странной. Он мог продолжать оставаться на троне, но уже под именем своего сына. В таком случае Тар-Атанамиру фактически даже не довелось править. Можно только догадываться о взаимоотношениях отца и сына, но Толкин оставил нам намек: они правили вместе.
Почему так важен 2251 год из ранней хронологии? Да потому, что именно в этом году впервые появились назгулы! Эта дата в черновиках Профессора осталась неизменной. Получается, что «смерть» Тар-Кириатана (а точнее, переход в мир призраков) стала последним условием для появления смертоносной Девятки.
Король Нуменора боролся с кольцом дольше всех остальных назгулов. Только такого сильного человека мог иметь в виду Толкин, говоря: «Король-чародей более могущественен во всех отношениях, чем другие назгулы» (письмо № 210).