Известный советский психолог Л.С.Выготский в книге «Воображение и творчество в детском возрасте» приводит данные другого психолога Г.Киршенштейнера о четырех стадиях развития детского рисунка. 1. Стадия «схемы». 2. Стадия «чувства формы и линии». 3. Стадия «правдоподобного изображения». 4. Стадия «реального изображения». На первых трех стадиях детский рисунок представляет собой своего рода графический рассказ по памяти, последняя стадия связана с рисованием по наблюдению, то есть с натуры. Подводя итог, Выготский пишет: «Получается с первого взгляда парадоксальный вывод, когда просматриваешь четыре только что очерченные стадии, проходимые ребенком в процессе развития его рисования. Мы ожидали бы наперед, что рисование по наблюдению легче, чем рисование по памяти. Однако эксперименты показывают, что рисование по наблюдению, реальное изображение предмета, является только высшей и последней стадией в развитии детского рисунка, такой стадией, которой достигают только редкие дети» (стр.