Найти тему

Парадокс Киршенштейнера

Известный советский психолог Л.С.Выготский в книге «Воображение и творчество в детском возрасте» приводит данные другого психолога Г.Киршенштейнера о четырех стадиях развития детского рисунка.

1. Стадия «схемы».

2. Стадия «чувства формы и линии».

3. Стадия «правдоподобного изображения».

4. Стадия «реального изображения».

На первых трех стадиях детский рисунок представляет собой своего рода графический рассказ по памяти, последняя стадия связана с рисованием по наблюдению, то есть с натуры.

Рисунок из книги Л.С.Выготского. Изображение вагона трамвая по памяти. Чистая схема. Рисовала 12-летняя девочка. Интересно, что вагон изображен, главным образом, в разрезе (комментарий Выготского)
Рисунок из книги Л.С.Выготского. Изображение вагона трамвая по памяти. Чистая схема. Рисовала 12-летняя девочка. Интересно, что вагон изображен, главным образом, в разрезе (комментарий Выготского)
Рисунок из книги Л.С.Выготского. Пластичное изображение человека с натуры (IV ступень). Рисунок изображает спящего мальчика с натуры; рисовал мальчик 13 лет, сын шорника и поденщицы. В высшей степени замечательно изображение ног, ,  в особенности мускулатуры правой (комментарий Выготского)
Рисунок из книги Л.С.Выготского. Пластичное изображение человека с натуры (IV ступень). Рисунок изображает спящего мальчика с натуры; рисовал мальчик 13 лет, сын шорника и поденщицы. В высшей степени замечательно изображение ног, , в особенности мускулатуры правой (комментарий Выготского)

Подводя итог, Выготский пишет:

«Получается с первого взгляда парадоксальный вывод, когда просматриваешь четыре только что очерченные стадии, проходимые ребенком в процессе развития его рисования. Мы ожидали бы наперед, что рисование по наблюдению легче, чем рисование по памяти. Однако эксперименты показывают, что рисование по наблюдению, реальное изображение предмета, является только высшей и последней стадией в развитии детского рисунка, такой стадией, которой достигают только редкие дети» (стр. 33).

Если четвертой стадии достигают редкие дети, то что же происходит с остальными? Очевидно, они перестают развиваться – кто на третьей, кто на второй, а кто и на первой стадии.

С этого момента начинаются вопросы без ответов.

1. Может быть это хорошо, что только небольшой процент детей достигает четвертой стадии? Иначе все бы захотели стать художниками и никто бы не пошел работать по другим специальностям.

2. С другой стороны, многие считают, что личность должна развиваться, и не только в детстве, а всю жизнь. Здесь же мы видим совершенно явное торможение. Является ли этот тупик непреодолимым или можно найти выход?

3. Ситуация со времен Выготского и Киршенштейнера (примерно за сто лет) не изменилась. Почему этой проблемой не занимается педагогика?

4. Что означают выражения «рисунок по памяти» и «графический рассказ»? разве прежде, чем начать рисовать, ребенок рассматривает какой-то предмет, запоминает и затем «рассказывает» о нем графически?

5. Что такое рисование с натуры и откуда уверенность, что эта стадия – высшая? Может быть, это и есть тот тупик, аппендикс, в который упирается развитие?

6. Как выглядела бы история искусства, если бы художники изображали только то, что они видят?

7. Рисование используют для выработки мелкой моторики, для подготовки к письму, существует даже арт-терапия. Оно служит также средством очень широкой научной или даже философской, но не художественной цели отражения действительности. Почему рисование считается каким-то вспомогательным навыком?

8. Представьте себя на месте ребенка. Вы живете себе спокойно, рисуете, что хотите: и тигров, и пингвинов, и танки, и взрывы, и принцесс, и чудовищ. И вдруг перед вами ставят гипсовый куб или глиняный горшок и говорят: «Рисуй! Это высшая стадия». Что бы вы ответили?

Н.Н.Ростовцев. Страница из учебника рисования для первого класса. 1957 г.
Н.Н.Ростовцев. Страница из учебника рисования для первого класса. 1957 г.
Завершенная стадия постановки из двух геометрических фигур. Источник: https://oformitelblok.ru/uchebnyj-natyurmort.html
Завершенная стадия постановки из двух геометрических фигур. Источник: https://oformitelblok.ru/uchebnyj-natyurmort.html

_

Иллюстрация на обложке: Помигуев Густав, 7 лет. "Добрыня Никитич и Змей Горыныч". Источник: https://www.maam.ru/concurs/14/view_photo/9400