Найти в Дзене
Пятимерная безмятежность
Это явление из области очевидного-невероятного. Никто об этом не догадывается, и может быть, это даже хорошо. Так спокойнее. Внутренняя противоречивость изобразительного искусства только иногда прорывается в каких-то междоусобных столкновениях. Например, только сегодня я наткнулся в сети на конфликт между сторонниками и противниками компьютерной графики. Я преподаю на худграфе сразу и рисунок, и компьютерную графику. Народу на факультете много, но пока никто на меня в коридоре еще не кидался с требованием...
4 года назад
Конструктивная головоломка
Эта тема довольно специфична. Речь пойдет об особой методике изображения, которая чаще всего применяется на архитектурных и дизайнерских факультетах и называется конструктивный строгановский рисунок. Название связано Высшим художественно-промышленным училищем им. С.Г.Строганова. В данном случае я расскажу о том, что это такое на примере рисунка головы человека, хотя эту методику применяют и к фигуре и вообще к любым объектам. И применяют, на самом деле, не только в России. Те, кто хоть немного занимался рисунком, наверняка слышали о том, что рисунок должен быть построен...
109 читали · 4 года назад
Три заколдованных тупика
Изобразительное искусство – вещь в принципе нематериальная, это обман зрения, воображаемый мир. Такая его особенность многих людей, в том числе и художников настолько смущает, что они ищут способы как-то ухватить эту самую нематериальность, приземлить, измерить, взвесить. Ну и продать, конечно. Или купить. Отсюда происходят материалистические, реалистические, натуралистические подходы к искусству, – любое из этих слов отражает суть дела. А поскольку термин «натурализм» имеет в искусстве самый отрицательный оттенок, его я и буду дальше использовать...
4 года назад
Действительность или судьба?
Искусство считается одним из способов отображения действительности. А какие ещё есть способы? Например, наука. Искусство отображает и наука отображает. И для того, чтобы различать их, говорят, что искусство это образное отображение действительности. Есть и другие определения, но попробуем разобраться хотя бы с этим. Наука это не только формулы, но и огромное количество изображений: схем, чертежей, зарисовок, тщательно выполненных черно-белых и цветных рисунков, фотографий, компьютерных 3D-моделей...
4 года назад
Истинная форма
Что такое вообще форма? О ней много говорят художники и даже иногда называют друг формалистами. Противопоставляют содержание и форму. Попробуем всё это забыть и представим «форму» предельно просто: как формочку для печенья или формочку для песка. Очень похожи на эти формочки рамки и вкладыши Монтессори, о которых я уже упоминал в статье «Про азбуку и грамоту». Трехлетние дети отлично понимают, что это такое. И не только в продвинутых и дорогих садах Монтессори, но и в обычных детских садах проводятся занятия по аппликации из цветной бумаги...
4 года назад
Истинный цвет
Что такое светотень? Если я скажу, что это фактор, искажающий цвет предмета, в этом не будет никакого открытия. Всем, кто хоть немного занимался рисованием, известно, что светотень состоит из шести элементов. То есть, изображая освещенный предмет, художнику приходится делить его поверхность на отдельные пятна и для каждого пятна подбирать тон определенной светлоты. Таких тонов, согласно условной академической схеме должно быть шесть, но на практике может быть и 8, и 12. Максимальное число оттенков, которое удается создать простыми карандашами на бумаге – около пятнадцати...
4 года назад
Владимир Сутеев - мастер конструктивной магии
Книжки с картинками Владимира Сутеева запомнились мне еще в раннем детстве. До сих пор хранится сборник его сказок, купленный для моих детей-дошкольников, которые давно уже стали взрослыми. Книжки эти в советские времена издавались миллионными тиражами. И тут же исчезали. Сейчас их можно купить в любом книжном магазине, и не раскупаются они мгновенно только потому, что цены на них многократно возросли. Мне трудно назвать современного российского художника-иллюстратора детских книг, которого можно было бы сравнить с Сутеевым...
4 года назад
Парадокс Киршенштейнера
Известный советский психолог Л.С.Выготский в книге «Воображение и творчество в детском возрасте» приводит данные другого психолога Г.Киршенштейнера о четырех стадиях развития детского рисунка. 1. Стадия «схемы». 2. Стадия «чувства формы и линии». 3. Стадия «правдоподобного изображения». 4. Стадия «реального изображения». На первых трех стадиях детский рисунок представляет собой своего рода графический рассказ по памяти, последняя стадия связана с рисованием по наблюдению, то есть с натуры. Подводя...
4 года назад
Маленький принц и американская методика рисования
Когда мне было пять лет, бабушка показала мне, как нарисовать в перспективе паровоз, идущий по рельсам. Это было похоже на фокус, правда, фокус несложный и легко запоминающийся. А через много лет, рассматривая найденное в интернете американское пособие по рисованию, я с удивлением обнаружил в нем точно такой же простой рисунок. Бабушка родилась в 1908 году, книга Эдвина Лутца издана в 1921, но как американская книжка оказалась в глубине России? И я не помню, чтобы бабушка вспоминала о какой-то книге...
4 года назад
Про азбуку и грамоту
«Страна, в которой учили бы рисовать так же, как учат читать и писать, превзошла бы вскоре все остальные страны во всех искусствах, науках и мастерствах» Французский просветитель Дидро написал это в 18 веке, а в конце 19 века в США была предпринята попытка осуществить это в школьном образовании. И до сих пор, между прочим, американские пособия по рисованию самые полезные и толковые. Но об американской школе – в другой раз. Я думаю, что во всех странах есть такое раздвоение: существует методика, основанная на практическом опыте – с одной стороны и методика теоретическая – с другой...
4 года назад
Канон собственного производства
Русские люди - они такие: сидит себе мужичок на завалинке, скучает. День скучает, другой. И вдруг - идея: "А не изобрести ли мне новую религию?" Нет, с каноном собственного производства всё было немного не так. Еще в прошлом веке, работая на художественно-графическом факультете, я начал понимать: что-то идет неправильно. Формула "искусство это изображение судьбы" тогда была мне еще неизвестна, но было чувство, что не хватает в рисунках движений, мимики, сюжетов. Тогда я придумал, как ввести задания, связанные с изображением комиксов в обычные занятия по рисунку...
4 года назад
Поликлет и Сапожников
Итак, мы нашли примерно одну и ту же схему пропорций у Витрувия, Леонардо да Винчи, Дюрера и в буддийском искусстве. Означает ли это, что других вариантов идеальных пропорций не было? Наряду с Витрувием в книгах по искусству известен канон древнегреческого скульптора Поликлета. В частности его упоминает Н.Н.Ростовцев в книге "История методов обучения рисованию". "В 432 году до н. э. в Сикионе скульптор Поликлет написал сочинение о пропорциональной закономерности частей человеческого тела. Поликлет ...
4 года назад