Доля доллара в расчетах по торговым операциям между Россией и Китаем за последнее время снизилась до минимума, в то время как доля национальных валют достигла максимального уровня. Более того, инвесторы этих стран уходят от главной резервной валюты, перекладываясь в золото.
По данным аналитических материалов крупнейшей японской медиакорпорации Nikkei Asian Review, в первом квартале доля американской валюты в расчетах между этими странами впервые в истории опустилась ниже 50% ‒ до 46%.
На евро теперь приходится 30%, а на национальные валюты ‒ рубль и юань ‒ 24%.
По мнению аналитиков Nikkei, такой сдвиг является частью стратегии дедолларизации российской экономики и повышения ее устойчивости перед угрозой новых санкций США. А в перспективе возможно даже создание некоего «финансового альянса», в котором денежной единице Соединенных Штатов и вовсе не останется места.
Из истории вопроса
Еще в 2014 году Россия и Китай заключили трехлетнее своп-соглашение на 150 млрд юаней, или 24,5 млрд долларов, открывшее взаимный доступ к национальным валютам без необходимости приобретать ее на открытом рынке.
Если в 2015-м почти 90% сделок осуществляли в долларах, то уже к 2019-му ‒ лишь 51%.
«Для России и Китая сокращение доллара в расчетах, в основном, является следствием напряженных двусторонних отношений каждой из стран с Соединенными Штатами Америки: для России это санкционная опасность блокировки расчетов в долларах, а для Китая – стремление уменьшить зависимость от США в условиях “торговых войн” с ними. Но эта тенденция накладывается на общее уменьшение роли доллара в международных экономических операциях», ‒ поясняет «Финансовой газете» главный аналитик компании ТелеТрейд Марк Гойхман.
Специалисты японской медиакорпорации уверены, что усиление России и Китая является одной из ключевых причин грядущего падения спроса на доллар.
Однако господин Гойхман убежден: в длительной перспективе обесценивание доллара вряд ли будет значительным.
«Основные причины [обесценивания доллара. – «Финансовая газета»] ‒ относительная слабость экономики США, политика огромной денежной эмиссии, снижение ставок ФРС и доходности облигаций. Но эти меры имеют антикризисный характер, они направлены на стимулирование экономики, выход ее из кризиса. Рано или поздно они возымеют действие, как это было и после кризиса 2008 года. Тогда, на этапе аналогичного нынешнему “количественного смягчения” и снижения ставок в 2009 году, доллар тоже резко падал. Однако потом, во многом благодаря данным мерам, Соединенные Штаты стали постепенно выходить из кризиса, экономика росла. ФРС постепенно сворачивал программы денежного стимулирования, затем поднимались и ставки. Это привело к росту доллара с 2011 года»
Кроме того, как указывает аналитик ТелеТрейд, доллар обесценивается по отношению ко всем ведущим валютам – евро, фунту, йене, франку и другим. Однако государства – эмитенты данных валют ‒ крайне не заинтересованы в их укреплении к доллару.
«Рост их курсов подрывает конкурентоспособность товаров и услуг данных стран, препятствует экономическому росту. А значит, на определенном этапе Центробанки [этих стран] будут тормозить девальвацию доллара», ‒ подчеркивает он.
Господин Гойхман считает, что в обозримой и даже весьма долгосрочной перспективе евро вряд ли полностью может заменить доллар.
«Американская валюта крайне распространена в мировой торговле и финансовых операциях, она удобна и привычна в течение десятилетий. Периоды ее ослабления не делали доллар существенно менее востребованным. Евро же воспринимается в качестве действительно альтернативы доллару, но как вторая резервная валюта. У евро как валюты “сборной” еврозоны много и своих внутренних слабостей и противоречий. А значит, “хоронить” доллар рано: за ним стоит наиболее мощная экономика мира, от которой зависят многие страны», ‒ указывает он.
Тем не менее он уверен, что в будущем евро и юань в международных экономических отношениях способны потеснить доллар, поскольку будут занимать более высокую долю, нежели сейчас.