Найти в Дзене
Основной аэродром

Douglas DC-8 Skybus — нереализованный проект авиалайнера с толкающими винтами

Оглавление

Приветствую тебя, читатель! Когда мы слышим "Douglas DC-8", то представляем себе первый реактивный авиалайнер компании с 4 двигателями Pratt & Whitney J57. Но мои воскресные заметки — о нереализованных авиационных проектах. Поэтому сегодня я расскажу о том, каким мог бы быть DC-8, если бы проект 1946 года был доведён до конца.

Прототип реактивного авиалайнера Douglas DC-8 в полёте. Фото: Public domain
Прототип реактивного авиалайнера Douglas DC-8 в полёте. Фото: Public domain

Douglas XB-42 Mixmaster

6 мая 1944 года в воздух поднялся новый экспериментальный бомбардировщик от Douglas — XB-42 Mixmaster. Своим названием он обязан силовой установке. Два поршневых двигателя вращали два соосных винта, установленных в хвостовой части. Толкающие пропеллеры напоминали обычный бытовой прибор — миксер. Такая схема была выбрана неспроста. По проекту XB-42 должен был развивать скорость больше 640 км/ч. А установка винтов сзади как раз снижала лобовое сопротивление и увеличивала скорость.

Douglas XB-42 Mixmaster в полёте. Фото: USAF // Public domain
Douglas XB-42 Mixmaster в полёте. Фото: USAF // Public domain

Успеха проект не имел. К моменту первого полёта XB-42 стало очевидно, что будущее за реактивной авиацией, поэтому смысла вкладывать ресурсы в поршневой самолёт не было. Но история самолётов с толкающими винтами у компании Douglas на этом не заканчивается.

Skybus

Кроме экспериментального бомбардировщика XB-42 Mixmaster, был ещё сугубо мирный концепт. Douglas славилась своим авиалайнерами, вот конструкторы и решили продолжить серию DC-2 – DC-3 … DC-7 новым самолётом аналогичной «Миксмастеру» схемы. Так в 1945 году появился проект Douglas DC-8 Skybus (в переводе с англ. — «небесный автобус»).

Планировалось, что DC-8 заменит DC-3 на маршрутах средней и малой дальности. В рекламных проспектах заявлялось, что новый самолёт сможет летать в 1,5 раза быстрее и перевозить в 2 раза больше пассажиров за 1 рейс, чем его предшественник. Отдельно выделялось наличие подвижной перегородки между пассажирским салоном и грузовым отсеком. По заявлениям Douglas это позволило бы быстро адаптировать самолёт по текущие потребности и всегда иметь 100% загрузку. Очень важный аспект для коммерческой эксплуатации!

Самолёт рассчитывался для перевозки 40-48 пассажиров в зависимости от конфигурации сидений и салона. Планировалась установка двух 12-цилиндровых двигателей Allison V-1710-G4L/R. Они должны были размещаться в передней части фюзеляжа и через трансмиссию, проходящую под полом салона, передавать вращение на винты в хвосте. Расчётная максимальная скорость — 450 км/ч, дальность полёта — 3810 км.

Заявлялось, что DC-8 Skybus должен был стать безопаснее обычных двухмоторных авиалайнеров. Не очень понятный для меня момент, если честно. Впрочем, стоимость разработки и запуска в производство (а значит и будущая цена, и стоимость эксплуатации) самолёта такой конфигурации оказалась слишком высока. Skybus проиграл более традиционным Convair CV-240 и Martin 2-0-2. Проект закрыли на стадии эскизов и чертежей.

Проект Douglas DC-8 Skybus стал ещё одним примером, когда практичность победила необычность и новаторство. Тем не менее, он заслуживает нашего внимания — всегда интересно, как конструкторы пытались выжать максимум из отходящих в прошлое поршневых двигателей.

Спасибо за внимание, дорогой читатель и береги себя!

Мне важна обратная связь, поэтому жду отзывов в комментариях. А ваши лайки и подписки помогают развитию канала.

По тегу #основнойаэродром_неизданное можно почитать другие мои статьи о несостоявшихся авиационных проектах.