Найти тему
Этноmix

Гагаку — изысканная музыка

Гагаку («изысканная музыка») — жанр японской классической музыки, который зародился в средневековой Японии в период Нара (710—794), обрёл становление в эпоху Хэйан (794—1185), и был популярен при императорских дворах на протяжении нескольких веков. Принято разделять гагаку на три составляющих:

  1. собственно исконно японскую синтоистскую религиозную музыку и народные песни — саибара;
  2. комагаку (корейскую традицию);
  3. тогаку — танскую традицию Китая.

Гагаку основана на весьма древней музыке, исполнявшейся как во время ритуалов у мест поклонения, так и в ходе дворцовых церемоний. Последняя категория включает в себя саибара, ведущую свое происхождение от народных песен, и роэи, используемую как сопровождение при декламации китайских поэм.

-2

Инструменты, используемые в гагаку, состоят из губных гармоник, инструментов флажолетного типа, флейт (сякухати), барабанов и цитры.

Для исполнения гагаку использовались элегантные и богато украшенные барабаны тайко таких типов как: какко, сан-но-цузуми, дадайко (kakko, san - no - tsuzumi, dadaiko) и другие.

Сякухати первоначально являлась любимым инструментом бродячих буддистских монахов. Хотя сякухати превратилась в чисто музыкальный инструмент, исполнение на котором ведется музыкантами, сольные номера с сильным религиозным значением до сих пор считаются наиболее важными из музыки, исполняемой на сякухати. Началось также использование ее вместе с сямисэном и кото для чисто музыкального исполнения без выделения религиозной подоплеки.

сякухати
сякухати

В дополнение к гагаку в период Хэйан сформировался другой важный музыкальный стиль — сёмё. Он представляет собой вокальную музыку, использовавшуюся в ходе буддистских служб, которая стала весьма значительным источником японской вокальной музыки, развившейся позже.

-4

Сказительное пение также имеет несколько музыкальных стилей, таких как гидаю-буси, киёмото, токивадзу и синнай. Гидаю-буси используется главным образом в кукольном театре Бунраку в качестве повествовательной его части. Киёмото и токивадзу часто используются в качестве аккомпанемента для танца в Кабуки. Но они также исполняются и как отдельная музыка, как это делается в случае с синнай.

-5

В период Камакура (1185–1333) и на протяжении эпохи Муромати (1333–1568) наблюдался неуклонный рост народного театрального искусства, произраставшего из ритуальных пьес и из крестьянских танцев, исполнявшихся в связи с посадкой риса. К концу ХIV в. получила развитие художественная драма но со своей собственной музыкой, носящей название хогаку, и танцем, известным как симаи. Но — это высокостилизованная символическая драма, которая обычно исполняется несколькими актерами-мужчинами и музыкантами. Главный герой часто носит маску, которая соответствует его роли.

-6

В период Адзути-Момояма (1573-1600) происходит множество знаменательных событий в мире японской традиционной музыки.

театр марионеток Нингё дзёрури
театр марионеток Нингё дзёрури

В это же время формируется театр марионеток Нингё дзёрури и одноименный ему стиль песенного сказа. По имени прославленного сказителя Такэмото Гидаю (1651-1714) стал называться характерный для его творчества сказовый стиль гидаю.

В этом периоде отмечены все виды японской музыки. Слепые монахи продолжают играть на бамбуковой флейте и лютне, появляются слепые учителя кото, аристократы увлекаются театром Но, а самураи идут в увеселительные кварталы, где могут насладиться танцами и игрой на сямисэне. Развивается и фольклор. Появляется жанр нагаута для сямисэна.

Читайте также: