Гагаку («изысканная музыка») — жанр японской классической музыки, который зародился в средневековой Японии в период Нара (710—794). В этот период шло активное заимствование китайской культуры.
Прототип гагаку был завезён в Японию вместе с буддизмом из Китая. В 589 году японские официальные дипломатические делегации были отправлены в Китай (во времена династии Суй) для изучения китайской культуры, в том числе китайской придворной музыки. К VII веку из Китая в Японию были завезены кото (13-струнная цитра) и бива (короткоголосая лютня).
Несмотря на то, что японцы используют тот же термин музыка, импортированная из Китая, была в основном музыкой для банкетов (энгаку), а не церемониальной музыкой китайского яюйэ. Пик импорта музыки пришёлся на династию Тан, и эти произведения называются тогаку (музыка Тан). Произведения гагаку, созданные до династии Тан, называются когаку (древняя музыка), а те, что были созданы после династии Тан, называются сингаку (новая музыка). Сам термин гагаку впервые был зафиксирован в 701 году, когда была основана первая императорская академия музыки Гагакурё.
Музыка из корейского королевства Когурё была записана ещё в 453 году нашей эры, а комагаку со временем стал термином, обозначающим все корейские произведения, поскольку королевство Когурё в японском языке называлось Кома. Комагаку и Тогаку получили распространение на юге Японии в период Нара (710–794). В 736 году в Японию также пришла музыка из Индии и Вьетнама, известная как Тэндзикугаку и Ринъюгаку соответственно.
Традиционное гагаку получило дальнейшее развитие в период Хэйан (794—1185). В эту эпоху доминировал клан Фудзивара, при этом император добровольно отрекался от трона в пользу наследника, а сам в это время принимал монашеский сан и как бы удалялся от мира, на самом деле продолжая заниматься культурой и оказывая влияние на посты в государстве, подтачивая власть клана Фудзивары. В это время гагаку стало по-настоящему японским благодаря слиянию с местными музыкальными стилями, что привело к значительным изменениям.
Форма гагаку была почти полностью сформирована в результате слияния тогаку, комагаку, тэндзикугаку и ринъюгаку, пришедших из азиатских стран, с кунибури но утамаи, традиционной японской музыкой, и утаймоно, песнями, появившимися в период Хэйан. В этот период было создано множество произведений в стиле гагаку, а музыка в стиле гагаку, пришедшая из других стран, была переработана и обновлена. Гагаку также подверглась реорганизации, и музыка гагаку в иностранном стиле была разделена на категории под названием Сахо (левая сторона) и Ухо (правая сторона). Китайский, вьетнамский и индийский стили были отнесены к Сахо, а корейский и маньчжурский — к Ухо. Тэндзикугаку и Ринъюгаку также были включены в категорию Тогаку. С этой эпохи гагаку стал был популярен при императорских дворах на протяжении нескольких веков. Принято разделять гагаку на три составляющих:
- собственно исконно японскую синтоистскую религиозную музыку и народные песни — саибара;
- комагаку (корейскую традицию);
- тогаку — танскую традицию Китая.
Гагаку основана на весьма древней музыке, исполнявшейся как во время ритуалов у мест поклонения, так и в ходе дворцовых церемоний. Последняя категория включает в себя саибара, ведущую свое происхождение от народных песен, и роэи, используемую как сопровождение при декламации китайских поэм.
Инструменты, используемые в гагаку, состоят из губных гармоник, инструментов флажолетного типа, флейт (сякухати), барабанов и цитры.
Духовые
- Хитирики, род гобоя
- Рютэки, род японской флейты
- Сё, губной орга́н
- Сякухати, род японской флейты
- У, большой губной орга́н
- Хайсё, пайсяо (аналог флейты Пана)
- Кагурабуэ, японская поперечная флейта
- Комабуэ, поперечная флейта (название дословно переводится как "Корейская флейта")
Струнные
- Гаку-бива — бива, 4-струнная лютня
- Гогэн-бива, 5-струнная бива
- Куго, арфа (использовалась в древности)
- Кото, японская цитра
- Вагон, 6- или 7-струнная японская цитра
- Гэнкан, 4-струнная лютня
Ударные
- Сёко, небольшой металлический гонг
- Какко, небольшой двусторонний барабан
- Цури-дайко, большой двусторонний барабан на платформе
- Сякубёси, трещотка из двух дощечек
- Хокё, древний китайский металлофон
Для исполнения гагаку использовались элегантные и богато украшенные барабаны тайко таких типов как: какко, сан-но-цузуми, дадайко (kakko, san - no - tsuzumi, dadaiko) и другие.
Сякухати первоначально являлась любимым инструментом бродячих буддистских монахов. Хотя сякухати превратилась в чисто музыкальный инструмент, исполнение на котором ведется музыкантами, сольные номера с сильным религиозным значением до сих пор считаются наиболее важными из музыки, исполняемой на сякухати. Началось также использование ее вместе с сямисэном и кото для чисто музыкального исполнения без выделения религиозной подоплеки.
В дополнение к гагаку в период Хэйан сформировался другой важный музыкальный стиль — сёмё. Он представляет собой вокальную музыку, использовавшуюся в ходе буддистских служб, которая стала весьма значительным источником японской вокальной музыки, развившейся позже.
Сказительное пение также имеет несколько музыкальных стилей, таких как гидаю-буси, киёмото, токивадзу и синнай. Гидаю-буси используется главным образом в кукольном театре Бунраку в качестве повествовательной его части. Киёмото и токивадзу часто используются в качестве аккомпанемента для танца в Кабуки. Но они также исполняются и как отдельная музыка, как это делается в случае с синнай.
Гагаку исполняли музыканты, принадлежавшие к наследственным гильдиям. В период Камакура (1185–1333) было введено военное правление, и гагаку редко исполнялись при дворе. В то время существовало три гильдии, базировавшиеся в Осаке, Наре и Киото.
В период Камакура (1185–1333) и на протяжении эпохи Муромати (1333–1568) наблюдался неуклонный рост народного театрального искусства, произраставшего из ритуальных пьес и из крестьянских танцев, исполнявшихся в связи с посадкой риса.
К концу ХIV в. получила развитие художественная драма но со своей собственной музыкой, носящей название хогаку, и танцем, известным как симаи. Но — это высокостилизованная символическая драма, которая обычно исполняется несколькими актерами-мужчинами и музыкантами. Главный герой часто носит маску, которая соответствует его роли.
В период Адзути-Момояма (1573-1600), когда возвышается Ода Набунага происходит множество знаменательных событий в мире японской традиционной музыки.
В это же время формируется театр марионеток Нингё дзёрури и одноименный ему стиль песенного сказа. По имени прославленного сказителя Такэмото Гидаю (1651-1714) стал называться характерный для его творчества сказовый стиль гидаю.
В этом периоде отмечены все виды японской музыки. Слепые монахи продолжают играть на бамбуковой флейте и лютне, появляются слепые учителя кото, аристократы увлекаются театром Но, а самураи идут в увеселительные кварталы, где могут насладиться танцами и игрой на сямисэне. Развивается и фольклор. Появляется жанр нагаута для сямисэна.
После Реставрации Мэйдзи в 1868 году музыканты из всех трёх гильдий переехали в столицу, и их потомки составляют большую часть нынешнего музыкального отдела Императорского дворца в Токио. К тому времени сформировался нынешний состав ансамбля, в который входят три духовых инструмента — хитирики, рютеки и сё (бамбуковый духовой инструмент, используемый для гармоничного звучания) — и три ударных инструмента — какко (маленький барабан), сёко (металлическая ударная установка) и тайко (барабан) или дадайко (большой барабан), а также два струнных инструмента — гакубива и гакусо.
Один из самых выдающихся музыкантов гагаку XX века Масатаро Тоги (который много лет был главным придворным музыкантом) обучал игре на инструментах гагаку таких американских композиторов, как Алан Ховханесс и Ричард Тейтельбаум.
Читайте также:
- Ниутамиори — суши на теле гейши >