5 декабря 2020 г. в Ботаническом саду МГУ «Аптекарский огород» открылась экспозиция японских искусств бонсай и сусеки. Автор побывал на этой выставке и захотелось поделиться историей возникновения этого искусства.
Ровно год спустя после посещения выставки выяснилось, что все суйсеки собирал по всему миру прекрасный игрок на сякухати, Georgiy Mnatsakanov. Причем Георгий своими руками смастерил все подносы для камней Дайза. Столики, коробки, многоярусные полки и пейзажные свитки тоже его рук дело.
А вот бонсаи завозил из Японии Валерий Пител, причем на корабле из Японии они идут по нескольку месяцев. Не представляю, что он делает, чтобы они не засохли в дороге, но это просо невероятно. Сколько же нужно любви к этому искусству и денег, чтобы закупать бонсаи и доставлять их в Россию, просто в голове не укладывается! Кому интересно, посмотреть и приобрести их можно в ТЦ Садовод. в Тайнинском, ТЕПЛИЦА №1. Попутно выяснилось, что эту коллекцию бонсаи я видел в оранжерее Ботсада, но там охрана строго блюла, чтобы никто их не фотографировал. Оказалось, что подобные запреты есть и в Японии, поэтому не так много можно увидеть фото бонсаи. Запрет на фото - это канасики, как поют японцы в театре НО, что означает "печаль-тоска"
В переводе с японского «бонсай» означает «растение в плоском сосуде» (бон — контейнер, сай- дерево). Произошло это название от китайского слова иероглифа «пэньцай» означающего «выращенное в подносе».
Суйсеки — это постижение природы и наслаждение ею в камне, который является прибежищем духа Ками. И в японской, и в китайской мифологии и религии леса, скалы, водопады, горы и долины считались домами духов Ками. Согласно синтоизму духом ками обладает каждый предмет, а составляющие это предмета в свою очередь также наделены ками. Каждая песчинка, каждый атом наделены своей духовной силой. Отсюда в японском мировосприятии возникает любовь к миниатюрному.
Философия Бонсай
Слово «бонсай» означает не просто карликовое растение, а целую философию, даосизма или дзен-баддизма, отражающую идею «великого в малом». Эта философия, требует от человека определенных личностных качеств: мудрости, доброжелательности, деликатности, справедливости, терпения. Мастера бонсай могут воссоздать образ мощного тысячелетнего дерева, сформировать пейзаж густого леса, гор и ущелий, морского берега — и все это на маленьком кусочке земли.
Задача состоит не только в том, чтобы вырастить в контейнере здоровое растение, но и в создании единого гармонического целого из трех элементов — растения, грунта и горшка, каждый из которых должен иметь естественный и привлекательный вид.
- Грунт должен выглядеть натуральной частью рельефа, тщательно подобранные камни (скалы) и мох (трава) — вызывать ассоциацию с природным лесным ландшафтом.
- Контейнер предпочтительно выбирать как можно лаконичнее, цвет и форма его должны выгодно оттенять цвет и форму растения.
- Растение должно иметь схожесть со сформировавшимся деревом того же вида, произрастающего в естественных условиях.
Истоки Бонсай
Задолго до того, как бонсай стал визитной карточкой Японской культуры, в Китае возникло искусство под названием «Пэньцзин», означающее «пейзаж в горшке». Но истоки этого искусства уходят корнями в глубь тысячелетий.
Священная посуда и горы бессмертных
Первый, наиболее архаичный слой относится к подносу «Пен», форма которого повторяет ритуальные миски культур Яншао и Мацзяяо, существовавшее в 5 –3 тыс. д.н.э. в бассейне желтой реки Хуанхэ.
В этих древних неолитических протокитайских культурах появляются первые символы инь-янь, свастики, первые китайские барабаны, то есть активно формируется наиболее архаичные формы китайской мифологии, в основе которой лежит культ предков.
Уже в эпоху первых китайских государств Шан (1600 –1046 д.н.э.) и Джоу (1050–771 д.н.э.) эти подносы использовались во время дворцовых ритуалов и церемоний, предположительно связанных с почитанием предков.
Во времена династии Хань (202 до н. э. — 220 н. э.) китайцы — простые люди, ученые и жрецы — на подносе Пэн начали создавать миниатюрные горные ландшафты и украшали ими свои дома и сады. Иногда они использовались в качестве курильниц для благовоний — тогда их называли «бошанлу», то есть «волшебные горные жаровни». Эти горы покрывали мхом, рядом ставили миниатюрные фигурки людей и животных. Можно встретить упоминания об использовании подобных предметов и во времена династии Цзинь. Тогда камни считались убежищами духов. Религиозное поклонение камням самым тесным образом связано с даосизмом, новой религией, сформировавшейся в Китае на основе всех предшествующих.
Некоторые бошанлу создавались в форме Трех Островов Благодати — Йиньчжоу, Фаньчжан и Пенглай, — где жили бессмертные боги. Считалось, что боги обитают в таинственных, окутанных тучами Западных горах.
Священное дерево Туласи
Другая традиция, связанная с почитанием священного дерева пришла в Китай из Индии и связана она с Буддизмом на рубеже нашей эры.
В Древней Индии многие растения и деревья использовались в медицинских целях. Врачи и шаманы выращивали целебные растения в контейнерах, чтобы их было легче брать с собой при необходимости. В древних рукописях мы находим рассказ о странствующих индусах, практикующих Аюрведу, медицинскую систему, возникшую еще в 3 тысячелетии до нашей эры.
В Индии с глубокой древности и до наших времен существует культ поклонения священному растению Туласи, которое выращивают в горшке специальной формы. Во многих индусских семьях туласи выращивают в специально построенном алтаре или на веранде дома. В Пуранах и других священных писаниях индуизма о том что туласи является воплощением богини процветания и плодородия, Лакшми.
Искусство «Пэньцзин»
Даосские монахи, переосмыслив индийскую традицию стали выращивать священное дерево буддизма на священной горе из китайской традиции, так в 1-2 веках в империи Хань зародилось искусство «Пэньцзин».
Самое раннее изображение бонсай имеется гробнице принца Чжан Хуая, умершего в 706 году во время правления династии Тан (618—907). Копии двух настенных изображений сегодня можно видеть Ботаническом саду Шанхая.
Во времена династии Южной Сун (960—1279) искусство выращивания деревьев в горшках приобрело огромную популярность. Художники соревновались друг с другом, стремясь создать самое совершенное дерево и оформить его с помощью самых красивых камней. Интерес к искусству пенджинга основывался на убеждении в том, что подобные деревья имитируют естественную среду и способствуют медитации.
Таким образом, символизм бонсай изначально содержал три элемента: поднос, скала, дерево. Поднос относился к культу предков, гора была связана с идеей бессмертия и божественного присутствия, а дерево было связано с идеей древа жизни и плодородия.
В дальнейшем, под влиянием даосизма бонсай стал обликаться в философские идеи о единстве великого и малого. В 3-4 веках уже стали появляться целые композиции, о чем дошла легенда об императоре, который повелел создать миниатюрную империю со всеми деревьями, городами, реками и горами. Для этой цели и были созданы миниатюрные деревья.
Эта традиция украшения композиции миниатюрными фигурками и камнями до сих сохранилась в китайской версии «Пэньцзин», которое и составляет главное отличие пэньцзина от бонсая, где смотрящему предлагается рассмотреть композицию, содержащей помимо растительной части различные ландшафтные элементы (камешки), фигурки людей, животных и прочее, в то время как в бонсае внимание практически полностью акцентируется на миниатюрном растении.
Аналоги Пэньцзин
Для того, чтобы лучше прочувствовать японский стиль бонсай, посмотрим как древняя китайская традиция прижилась в других странах.
Вьетское Хоннонбо
Ответвлением китайского пэньцзина является вьеское искусство Хоннонбо, имитирующее острова, горы и окружающую их природу. Также как и китайская версия обязательно содержит скалы, однако дополняется наличием воды. По-вьетнамски название означает «острова и горы в горшке».
Полный набор хоннонбо который включает камни, растения, маленькие фигурки, водопад и аквариум.
Тайское Маи-тай
Маи-Тай (Mai-Tai) — угловатые и символичные это тайские композиции, которые содержат много изломанных форм, яркие цветы и иногда напоминают стилизованные позы танцоров.
Появление бонсай в Японии
Первое упоминание о Бонсаи в Японии относится к периоду Камакура (1192-1333) в записях синтоистского святилища семьи Фудзивара Касуга, но изображённые события относятся к периоду Хэйан (794-1191), что указывает на то, что Бонсаи появилось гораздо раньше.
Вероятно еще в VІ веке монахи секты Чань вместе с буддизмом из Китая в Японию завезли искусство чайной церемонии, икебаны, а вместе с ними и искусство создания миниатюрных деревьев. Грациозные крошечные деревья нашли приют в буддийских монастырях. Именно в монастырской среде берут начало корни искусства выращивания «деревьев на подносах» в Японии. Как и в Китае, занятие это стало привилегией знатных и богатых. К увлечению приобщаются самураи. Путь воина, оказывается, не чужд общению с прекрасным.
Записи периода Камакура говорят о том, что карликовые деревья искали на полях и в горах, а затем их уже превращались в Бонсаи. Знаменитый монах Но, создававший Hachi-no-ki (растения в горшке), работал с такими растениями как слива, вишня, сосна. Это также подтверждает, что Бонсаи появилось до 800-х годов.
Первые изображения Бонсаи появились в знаменитых свитках священника того времени Хонен (1133 — 1212 гг.). Изображения показывали деревья в их натуральном виде, растущими в мисках, стоящими на полках.
Большинство приверженцев этого искусства в мире рассматривает как эталон именно японский стиль бонсай. Японский бонсай отличается рафинированной естественностью и тонко выверенной гармонией, отчетливо прослеживается его связь с японской эстетикой ваби-саби. В ХІІІ веке изящные растения в не менее изящных сосудах становятся украшением садов и домов японской знати, став не только привилегией богатых, но и важным звеном в японской философии.
В эпоху Эдо (1603—1868), подражая аристократии, к выращиванию карликовых деревьев приобщаются простые горожане. Любимые породы того времени: сосна, можжевельник, криптомерия и слива. В это время такие искусства как каллиграфия бонсаи, экибана достинают своего расцвета и нередко представлены в домиках для чайной церемонии. В те годы он был главным образом садовым растением и украшением сада, в дом бонсай заносили только на короткое время. Он ставился в нишу-токонома и должен был гармонировать с комнатой.
В конеце ХІХ века, когда Япония активно перерабатывает западные традиции, был относительным затишьем для искусства бонсай.
В эпоху Мэйдзи (1868 – 1912 гг.) большим событием в истории бонсай стало применение проволочной обвязки. Саженцы бонсай отбирались из числа старых карликовых деревьев. Вплоть до 19 века их разыскивали в горах по всей стране, когда начало развиваться и искусственное культивирование — высадка черенков, отводки, деление, прививки. Наиболее подходящей для бонсай считалась китайская и японская керамика, антикварная и новая. Развивались и методы любования бонсай.
Как любоваться Бонсай
Чтобы оценить бонсай следует начать рассматривать его снизу вверх, сначала оценив дерево в целом, потом перейти к рассмотрению его частей:
- Сначала нужно оценить распространение крепких и красивых корней
- Потом величественый внешний вид, отражающий возраст дерева
- Перейдя к изучению формы веток, обратите внимание на их изогнутую форму. Наличие прямых торчащих ветвей в бонсай считается ошибкой.
- В заключении следует оценить характер произведения, попробовать постичь характер мастера и индивидуальность данной работы, ведь не бывает двух похожих бонсай также как нет и одинаковых людей.
Для любования Бонсай как правило выбирают весну или осень, но знатоки любят также и зимние деревья, которые уже сбросили листву. Также для любования бонсай желательно знать к какому виду оно относится, уметь разливать разные виды сосен и можжевельника.
Существует как минимум 12 стилей Бансай, различающихся по форме дерева. Знатоки могут оценить красоту бонсай, различая стили, а также зная, какие ошибки нужно избегать.
5 самых старых Бонсай в мире
Возраст Бонсай очень ценится, так как дерево сумело пройти многие невзгоды.
Это старейшее дерево бонсай во всем мире, ему более 1000 лет, он находится в музее итальянского Бонсай "Креспи" (фотография принадлежит музею Креспи.).
Этот можжевельнику более чем 1000 лет, был взят из дикой природы, в Японии. Дерево находится в процессе формирования и находится в бонсай питомнике Mansei-en, принадлежащий семье Като в Омия, Япония.
Как заявляют владельцы, дереву так же ~ 800 лет.
Замечательным дерево, которое известно своим возрастом. Как утверждают ему более 800 лет, является одним из самых дорогих деревьев бонсай! Его владелец, господин Кобаяши, который одним из самых известных мастеров бонсай в мире, он завоевала престижную награду в Японии 4 раза!
Это дерево было под присмотром семьи Yamaki и за ним ухаживало 6 поколений! Но его особенность в том, что дерево находилось в Хиросиме в 1945 году, когдаа американцы скинули атомную бомбу. Дерево выжило и позже было передано в дар Национальному музею в Вашингтоне.
Читайте также:
- Ниутамиори — суши на теле гейши >