Традиция японской чайной церемонии была разработана около 400 лет назад, тогда же появилась керамика Раку. Об этом рассказывает фильм "Смерть мастера чайной церемонии" про чайного мастера Рюкко, находившегося у истоков этой традиции. В то время произошло объединение Японии под началом бывшего крестьянина - Хидэёси.
Сюжет фильма заключается в историческом факте, что несмотря на многолетнюю дружбу Рюкко и Хидэёси, последний приказал сделать чайному мастеру сеппуку, что он и сделал. Причины приказа неясны до сих пор. По одной из версий это случилось в следствии того, что чайный мастер продавал чайную утварь слишком дорого, по другой версии Рикю просто не позволил своей дочери петь для наложниц Хидэёси. Кое-кто из сострадания советовал ему пойти на поклон к Хидэёси и просить у него прощения. Но гордый и вольнолюбивый Рикю остался верен себе и не склонил головы перед всемогущим властителем. Он предпочел смерть унижению. В этом проявился не только его сильный характер, но и убежденность в своей правоте, ясное осознание своей невиновности.
Главную идею, заложенную в чайной церемонии, Сэн-но Рикю определял двумя словами: «почитание и безмятежность». Правила чайной церемонии, которые он культивировал, не менялись на протяжении веков и в почти неизменном виде дошли до наших дней. То, что Сэн-но Рикю удалось осуществить свои замыслы, внести в чайную церемонию элементы народной жизни, упростить ее и сделать доступной для более широких кругов японского общества, в том числе и для наиболее бедных слоев, объясняется не только его реформаторскими способностями, но и суровостью самой обстановки его времени и, конечно, покровительством Хидэёси, который увидел в этих нововведениях еще одно средство усиления своего влияния среди всего населения страны.
Что касается традиции чаш Раку, ей насчитывается порядка 400 лет и она оказала значительное влияние на духовный мир Японии. Первое — чаши имеюют довольно большой размер чайной чаши, что происходит от обычая пить чай вместе с гостями из одной чаши. Второе - это довольно простой вид самих чаш, что является воплощением принципа ваби, безыскустность. Принцип саби передает ощущение архаичности, подлинности. Все чаши делаются вручную, без использования гончарного круга. Перед тем как отправить чашу в печь, мастер подолгу всматривается в ее форму, особенно в тех местах, где чаша соприкасается с губами. Секреты обжига и изготовления передаются из поколения в поколение только одному человеку. Очень необычно, что в данной традиции секрет изготовления глазури не передается, считается что каждый мастер должен изобрести его заново после многих проб и ошибок. Поэтому каждая чаша индивидуальна и каждое поколение мастеров отличается от предшественников. Довольно интересно, что глина также собирается предшественниками для последующих поколений, где она дозревает в определенных условиях длительное время.
Смысл новшества Рюккю состоял в том, что основой своеобразного кодекса или правил чайной церемонии он сделал се простоту и доступность. Сохраняя и оберегая уважительное отношение к старым традициям, Рикю, возвеличивая седую древность и почитание предков, привносит уже и новые элементы, связанные прежде всего с простотой нравов широких народных масс и жестокой бедностью населения, переживавшего трудное время военной разрухи. В культе чая он пытался как бы соединить воедино вычурность древних традиций, носительницей которых выступала придворная аристократия, и безыскусность и строгую простоту жизни народа.
Рикю изменил конструкцию чайного домика, уменьшил его размеры и, что особенно важно, сделал вход в домик низким и узким. Этим подчеркивалось, с одной стороны, определенное равенство всех в чайной церемонии: каждый, независимо от социального положения и звания, должен был согнуться, проходя через низкий вход, а с другой стороны, чайная церемония должна была олицетворять мир и спокойствие, что было так необходимо в то смутное время, и хотя бы на время освобождать человека от его постоянных забот в трудной повседневной жизни, дать ему возможность побыть наедине с собой и пообщаться с природой. Построенный Рикю чайный домик имел такой узкий вход, что входящий должен был снять меч и оставить его за порогом.
Читайте также: