Найти тему
Этноmix

Японские барабаны

Тайко (taiko, 太鼓) по-японски, собственно, и означает «барабан». В студии Дарбакеш есть аналоги тайко, из проекта «Большой барабан» на которых можно исполнять традиционную японскую музыку.

Этимологически этот термин относится к большим барабанам, но за пределами Японии часто используется для обозначения любого японского барабана (ва-дайко; wa-daiko, 和太鼓) в целом. А для обозначения возникших недавно ансамблей барабанщиков помимо термина «тайко» также используется более конкретный термин «куми-дайко» («kumi-daiko», 組太鼓).

-2

Ранняя история тайко

Существование тайко в японской истории насчитывает 14 веков: этот почтенный возраст подтверждается ханива (глиняной скульптурой) барабанщика пятого века и поэмами и картинами седьмого века. Хотя, логичнее считать, что, как и у других народов, ударные были первыми музыкальными инструментами на самых ранних этапах истории жителей японских островов, тогда возраст японских барабанов — около двух тысяч лет. Весьма вероятно, что барабаны тайко были изначально завезены из Китая или Кореи вместе с волнами культурного влияния, периодически накатывавшимися между третьим и девятым веком на японские острова. После десятого века этот культурный обмен прервался, и дальнейшая эволюция барабана тайко проходила только за счет труда и таланта японских ремесленников, породив уникальный японский инструмент.

-3

Важную роль тайко играют в японских религизных обрядах. В давние времена в каждой деревне был сигнальный барабан. Простыми комбинациями ударов тайко передавались сигналы о надвигающейся опасности или общих работах. Имитируя барабаном рокот грома, крестьяне призывали дождь в засушливые сезоны. Благодарные жители считали, что в тайко живет божество и подает им полезные советы и указания. Естественно, играть на тайко могли только самые уважаемые и просветленные из жителей. С укреплением основных религиозных учений эта функция перешла к служителям синто и буддизма, а тайко стали храмовыми инструментами. В результате играть на тайко стали только в особых случаях и только барабанщики, получившие на это благословение священников. В церемониальных целях обычно использовался один, реже – два тайко. Деревенские синтоистские праздники проходили под рокот тайко и, эти традиционные ритмы легли в основу композиций, исполняемых современными группами тайко-барабанщиков.

Достоверно известно, что одно из самых ранних назначений тайко было военное. Гром барабанов во время атак использовался для устрашения противника и вдохновления своих войск на битву. Позже, к пятнадцатому веку, барабаны стали инструментом для подачи сигналов и передачи сообщений в ходе сражения. На живописных свитках того времени изображен воин, на спине у которого укреплен тайко на специальной раме, а два других воина бьют каждый по своей стороне барабана. В военных целях использовались тайко стиля нагадо (nagado) и окедо (okedo).

-4

Помимо военных, тайко всегда использовались и в эстетических целях. Музыка в стиле гагаку (gagaku) появилась в  Японии в период Нара (697 – 794) вместе с буддизмом и быстро привилась при императорском дворе как официальная. Для исполнения гагаку использовались элегантные и богато украшенные тайко таких типов как: какко, сан-но-цузуми, дадайко (kakko, san - no - tsuzumi, dadaiko) и другие.

Одиночный тайко входит в состав группы инструментов, cопровождающих представления театров Но и Кабуки.

Тайко-чемпион

Самый большой в мире барабан, который зарегистрирован в книге рекордов Гиннеса, находится в городке Цудзуреко. С давних времен жители городка делятся на 2 группы ("верхний город" и "нижний город"), которые соревнуются между собой. Все началось с того, что эти команды соревновались кто лучше проведет ритуал для повышения урожая, а теперь их главным состязанием стало проведение военно-исторических фестивалей и парадов, в которых одна команда выступает в костюмах клана Токугава, а другая - Тоëтоми. Для проведения фестиваля по заказу команды нижнего города в 1986 году был изготовлен тайко диаметром 3,71 метра и весом 3 тонны. В ответ по заказу верхнего города в 1992 году был изготовлен барабан диаметром 4,52 метра и весом 3,5 тонн. В промежутках между праздниками тайко-гиганты хранятся в местном "Музее Большого Барабана" (The Great Drum Museum), коллекция которого, помимо гигантов, насчитывает в общей сложности более 150 барабанов со всего мира.

Типы тайко

-5

Японские барабаны тайко, которые имеют родственников среди китайский и корейских (чангу) барабанов, были со временем преобразованы в широкий диапазон ударных инструментов, которые используются как в народной, так и в классической музыкальной традиции.

В целом, на тайко играют палочками (бати, bachi), за исключением коцудзуми (kotsuzumi) и оцудзуми (ootsuzumi), на которых играют пальцами. Коцудзуми это небольшой барабан, основную часть которого составляет распорка из вишнёвого дерева, по бокам которой крепятся диски с натянутым пергаментом. Между собой диски соединены шнуром, от натяжения которого зависит высота звучания барабана. Оцудзуми напоминает по форме коцудзуми, но несколько побольше и на его диски натянута уже воловья кожа.

Большинство барабанов-тайко никак не настраиваются и музыканты регулируют тембр барабана непосредственно перед выступлением. Отчасти такой момент связан с климатом Японии – к примеру, жаркое и влажное лето обязательно повлияет на состояние инструмента, т.е. проще говоря, кожа, которой обтянут барабан, может попросту провиснуть от влаги.

Тайко подразделяются на категории в зависимости от конструкции. Бё-ути дайко (byou-uchi daiko, 鋲撃ち太鼓) имеет жёсткую конструкцию – головы барабана жёстко скреплены с корпусом барабана, а в случае с цукусимэ-дайко (tsukushime-daiko, 付締め太鼓) головы нашиты на железные кольца, которыми обтянут барабан и которые соединены друг с другом шнурами – таким образом можно осуществить настройку барабана. Бё-ути дайко, как правило, вырезается из цельного куска дерева, предпочтительно из древесины кэяки (keyaki, 欅; вид лиственных деревьев) из-за её плотности и красивого рисунка. Но тем не менее используются также другие породы дерева, которые сгруппированы под общим термином «мэари» (meari, 目有). Бё-ути дайко, в отличие от цукусимэ-дайко, не может быть настроен и его размер, как правило, ограничивается размером дерева, из которого он сделан.

Типичным бё-ути дайко является нагадо-дайко (nagado-daiko, 長胴太鼓), имеющий длинный корпус. Нагадо-дайко по форме напоминает бочонок с вином и может настраиваться, что иной раз значительно влияет на звучание инструмента. Также на этом барабане могут играть несколько исполнителей. Нагадо-дайко относится к семье тех барабанов, что вырезаются из цельного куска дерева, а его размеры в диаметре колеблются от одного до трёх сяку (от 12 дюймов).

Тю-дайко (chu-daiko) – это нагадо-дайко среднего размера. Нагадо-дайко свыше трёх сяку в диаметре называются о-дайко (ōdaiko, 大太鼓; «большой барабан»).

Также существуют маленькие барабаны – меньше бё-ути дайко – это сумо-дайко (sumo-daiko) и хаяси-дайко (hayashi-daiko).

Одним из главных элементом любого ансамбля-тайко является большой барабан – о-дайко, который является крупнейшим видом тайко во всей Японии, если не во всём мире. Некоторые барабаны настолько велики, что их нельзя перенести с места на место – такие барабаны, как правило, «живут» внутри храмов и святынь. Сделанные из одного куска дерева, некоторые о-дайко могут быть изготовлены из деревьев, которым уже сотни лет.

Цукусимэ-дайко могут быть выполнены в различных стилях и, как правило, настраиваются перед каждым выступлением. В натяжной системе, как правило, используются верёвки, но иногда могут использоваться болты и застёжки. Цукусимэ-дайко могут иметь голову, пришитую к главной части барабана, как у симэ-дайко (shime-daiko) и цудзуми (tsuzumi), или же голова барабана может быть натянута посредством бочарных клёпок, как в случае с окэдо-дайко (okedo-daiko).

Симэ-дайко (shime-daiko) – это небольшой барабан, точнее класс барабанов, которые могут быть пяти размеров:

  • Намидзукэ (namizuke), или 1-й размер, это наиболее лёгкий барабан, который используется на выступлениях в таких классических театрах, как Но и Кабуки.
  • Нитёгаккэ (nichougakke), или 2-й размер, как правило используется игроками-любителями для своих выступлений. Имеет лёгкую, но прочную раму.
  • Сантё-готё (sanchou-gochou), номера с 3-го по 5-й, используются полупрофессионалами в выступлениях ансамблей мирового уровня.
 учива-дайко
учива-дайко

Другие ва-дайко также включают в себя утива-дайко (uchiwa-daiko, 団扇太鼓; «барабан-веер»), хира-дайко (hira-daiko, 平太鼓; «плоский барабан») и о-дайко (o-daiko, 大太鼓; «большой барабан»), а также целый ряд ударных инструментов, которые использовались традиционными ансамблями Но, Гагаку и Кабуки.

Префектура Аомори славится своим фестивалем Нэбута, где на огромном барабане окэдо (okedo) играет несколько людей, пока его везут по улицам. Окэдо имеет свою собственную вертикальную подставку, которую изобрела компания «Asano Taiko Drum». Опять же, как и нагадо-дайко, окэдо имеет обод, который называется «ка» («ka») и при игре важно не попасть по самому ободу. Окэдо, выполненный из тонкой и лёгкой древесины, очень восприимчив к повреждениям и быстро ломается при неосторожном обращении.

Современные тайко

В настоящее время словом "тайко" принято также называть групповую игру барабанщиков куми-дайко (kumi-daiko). Их представления выражают дух самураев: дисциплину, высокую физическую и нравственную подготовку, координацию группы и перфекционизм. В отличие от западных практик, визуальная часть представления тайко не менее важна, чем акустическое воздействие. Ката (формализованная последовательность движений, связанных принципами ведения поединка с воображаемым противником или группой противников; по сути, ката является квинтэссенцией техники конкретного стиля боевых искусств) составляют неотделимую часть игры на тайко и исходят из обычаев придворных представлений. Ката связывает барабан и барабанщика, создаёт родство между исполнителем и инструментом. Современный стиль игры на тайко сформировался в начале пятидесятых годов прошлого века и стал пользоваться в Японии настолько большой популярностью и спросом, что количество групп по некоторым данным достигло пяти тысяч.

-7

Считается, что современные тайко начал делать первым Дайхати Огути (Daihachi Oguchi) в 1951 г. Ему приписывается создание первого фактического ансамбля-тайко, который стали называть куми-дайко и который положил начало популярности современных спектаклей барабанщиков.

Первоначально Дайхати Огути был известен своими джазовыми постановками с участием барабанщиков. Начав с аккомпанемента для джазовых исполнителей, Дайхати постепенно стал задаваться вопросом, почему никогда до этого момента барабанщики-тайко никогда не выступали отдельным ансамблем. От этой простой мысли до воплощения прошло совсем недолго времени и наконец Дайхати соединил тайко всех различных форм и размеров в свой ансамбль.

Т.к. фактически ансамбль-тайко никогда до этого не выступал на публике, а люди, входившие в его состав, не были профессиональными музыкантами, то сначала барабанщики ограничились воспроизведением упрощённой храмовой музыки, что позволило практически любому человеку, заинтересованному в тайко, играть вместе с ними.

После этого пробного шара Дайхати Огути продолжил двигаться дальше, управляя успешной группой барабанщиков, известных как «Осува Дайко» («Osuwa Daiko»). И к 2007г. 74-летний Дайхати стал широко известен как Великий магистр современных тайко и помог сформировать или даже сформировал около 200 ансамблей-тайко в Японии, Сингапуре, Канаде и США.

Примерно в то же время, когда имя ансамбля Дайхати распространялось по Японии посредством радио- и телевизионных передач, появились ещё одни первопроходцы в этой области – «Сукэроку Дайко» («Sukeroku Daiko»), выступления которых строились на скорости, грации и силе. Они также привнесли роскошную хореографию и выступления-соло.

-8

Несмотря на то, что в конечном счёте группа распалась, один из её членов, Сэйдо Кобаяси (Seido Kobayashi), сформировал группу «Оэдо Сукэроку Дайко» («Oedo Sukeroku Daiko»), которая была признана как первая группа профессиональных барабанщиков.

Другая группа барабанщиков-тайко, которая заложила основу для самых популярных групп, зародилась на острове Садо. Ансамбль под названием «Дза Ондэкодза» («Za Ondekoza») был создан в 1969 г. Тагаясу Дэном (Tagayasu Den), который решил сделать из тайко нечто большее, чем просто развлечение, он решил создать новый образ жизни.

Он собрал группу молодых людей из сельских районов Японии, исходя из соображений того, что они не испорчены образом жизни, который присущ жителям больших городов. Его подопечные практиковали очень строгий режим обучения, который включал в себя марафонные пробежки и коммунальное проживание. Из-за осложнений от группы откололось несколько членов и в итоге Тагаясу покинул Садо. Оставшиеся участники при помощи барабанов от «Asano Taiko» сформировали группу под названием «Кодо» («Kodo»), которая в конце концов стала одним из самых популярных и признанных ансамблей барабанщиков. С 1988 г. группа также организовала Международный музыкальный фестиваль земли, на который собрались любители музыки со всей Земли.

-9

Совсем недавно появилось новое поколение барабанщиков-тайко – Арт Ли («Art Lee - Taiko») является сольным исполнителем, проживающим в Японии, а также директором группы «Токара» («Tokara»), через которую он вводит новый стиль пластики и звука в выступление барабанщиков.

Развлекательные группы, такие как «Ва-дайко Ямато» («Wadaiko Yamato») и «ТАО», стали полноправными учреждениями, в которых группа исполнителей является ядром всей организации. Другие группы, такие как «Сидара» («Shidara»), придерживаются традиционного образа жизни в своём районе, а также выступая на традиционных фестивалях в городах. Ансамбль-тайко «GOCOO» из Токио – первый национальный проект, возглавляемый барабанщицей Каоли Асано (Kaoly Asano), который стал известен во всём мире. «GOCOO» также демонстрирует свободу стиля тайко, вольно перемещаясь между Востоком и Западом, традиционной и популярной музыкой, а также между обрядами и вечеринками.

роме того, появились группы барабанщиков и в США, придя из Японии в конце 1960-х гг. Первая группа американских барабанщиков, «Тайко Додзё» («Taiko Dojo») из Сан-Франциско, была создана в 1968 г. одним послевоенным иммигрантом Сэйити Танакой (Seiichi Tanaka), который учился игре на тайко в Японии и принёс стили и само учение в Америку.

Год спустя несколько членов буддистского храма Сэнсин (Senshin) в Лос-Анджелесе убирали барабан после празднования фестиваля О-Бон и решили немного сымпровизировать. После нескольких часов игры они решили сформировать свою группу, которая получила название «Киннара тайко» («Kinnara taiko»).

Третья американская группа барабанщиков «Тайко из Сан-Хосе» («San Jose Taiko») появилась в 1973 г., когда её организовали молодые выходцы из местного Джапантауна. Следующий виток развития тайко в США пришёлся на 1990-е гг.

В 1990 г. студенты Калифорнийского университета сформировали первую межуниверситетскую группу «Кёдо Тайко» («Kyodo Taiko»), а в 1992 г. были сформированы ещё две группы – «Стэнфорд Тайко» («Stanford Taiko») из Стэнфордского университета и «Дзёдайко» («Jodaiko») из Ирвайна (кампус Калифорнийского университета). После появления этих трёх групп по всей стране стали стихийно появляться студенческие группы-тайко.

Представление тайко

Существует четыре различных стиля работы тайко:

1. Несколько барабанов и несколько артистов (複式複打法) – два или более барабанщика играют на более, чем одном типе тайко. Этот стиль исполнения популярен в наше время и называется куми-дайко.
2. Несколько барабанов, один барабанщик (复式単打法) – соответственно, один артист играет на нескольких барабанах разом.
3. Один барабан, несколько выступающих (単式复打法) – несколько барабанщиков играют на одном, подчас большом, барабане.
4. Один барабан, один барабанщик (単式単打法).

Ансамбли тайко

Практически все ансамбли-тайко играют исключительно на ударных инструментах, но есть несколько исключений. Каждый из барабанов играет свою особенную роль в ансамбле и из множества стилей и форм барабанов-тайко, вероятно, самыми распространёнными барабанами являются нагадо-дайко.

Помимо барабанов исполнители в ансамбле также могут играть на самых разнообразных музыкальных инструментах, общими из которых будут бива, кото и сямисэн. Из духовых инструментов самыми популярными являются сякухати и синобуэ.

Об этнических барабанах можно писать бесконечно, ведь и история и характерные особенности каждого из них по-своему очень загадочны и интересны. Но писать это одно, а держать в руках этот музыкальный инструмент, слушать его звуки, доверять ему себя, свою душу... это совсем другое. Для прикосновения к барабанной культуре, приглашаем в нашу барабанную школу.

Японские барабаны на фестивале восточных единоборств, 5 декабря 2017 г.

Барабаны начинаются с 3-ей минуты, до этого идет соло на японской флейте сякухати.

По материалам сайта студии Дарбакеш