Людовик, старший сын короля Генриха IV, был не очень сильным (в духовном плане) человеком. Прежде всего будущему королю не повезло в детстве с воспитателями – его отец Генрих, частенько применял такой сомнительный педагогический прием как испуг ребенка, надеясь таким образом воспитать в нем мужество. Более того, гувернантке наследника мадам Монгла было рекомендовано бить воспитанника, не для наказания, а «для профилактики», как можно чаще. В результате таких методов у Людовика XIII (прибавим еще и крайнее пренебрежение матери, Мария Медичи была равнодушна к сыну, в отличии от отца, который его все-таки любил), сформировалась личность вспыльчивая и неуравновешанная.
Надо сказать, откровенно, что отношения с женщинами у Людовика были странными, мягко выражаясь он их не любил. Ранний брак с Анной Австрийской ни к чему долгое время не приводил, формально первый раз выполнив (вроде бы, испанская сторона невесты очень в этом сомневалась), супружеские обязанности, король тут же почти перестал общаться с королевой. Жизнь в браке не задалась, супружеские отношения между Людовиком и Анной были крайне редкими, и как считают исследователи прекратились уже к 1626 году. По мнению некоторых историков, кардиналу Ришелье пришлось позднее «срежессировать» встречу короля и королевы которая и привела к зачатию наследника - будущего Короля-Солнце.
Не менее странными были и отношения короля с мужчинами. Опять же, мягко говоря, с отроческих лет его влекло к мужчинам старшего возраста. Причем эти увлечения носили подчас мазохистский характер, не в том смысле, что короля лупцевали плетками (не тот уровень, да и к собственному достоинству и королевскому величию Людовик относился очень серьезно), просто он вел странные игры, где изображал из себя эмоциональную жертву. Таким наперсником короля был де Люинь, первый фаворит короля. Он, впрочем, не был подлецом и дураком, и хоть своих интересов не забывал, но по мере сил старался способствовать укреплению власти короля.
Через несколько лет после смерти Люиня, Людовик влюбляется в некоего Франсуа де Баррада, впрочем, вскоре Ришелье изгоняет того из Франции. «Вакантное» место занимает Сен-Симон (отец знаменитого мемуариста), получивший за службу титул герцога. Были у Людовика и «любовницы». В кавычках потому, что его отношения с двумя юными красивыми фрейлинами Мари до Отфор и Луизой де Лафайет были скорее платоническими и опять же, скандальными и напряженными. Например, Мари король любовницей не признавал, но и выходить замуж ей не разрешал. Наконец, Сен-Симон, заметив интерес короля к другой фрейлине – Луизе де Лафайет, прямо предложил королю сделать ее своей любовницей. Эта странная интрига закончилась тем, что благочестивая Луиза ушла в монастырь (король рыдал), а Сен-Симон потерял расположение короля и в конце концов удалился в свое поместье. Но зато с герцогским титулом.
Последней «лебединой песнью» уже стареющего и смертельно больного Людовика XIII стала страсть к пустоголовому и придурковатому щеголю Анри Сен-Мару, которого, кстати, протежировал сам Ришелье - тот был сыном его друга. Вот он-то оказался и дураком и подлецом, нещадно эксплуатируя королевскую привязанность к себе, вплоть до того, что позволял себя даже нарушения придворного этикета. Король дошел до того, что постоянно жаловался Ришелье на молодого фаворита.
В итоге Сен-Мар совершенно утратил чувство реальности, стал требовать себе невесты обязательно королевской крови, окончательно рассорился с Ришелье, отношениями с министром который его поначалу продвигал, он явно не дорожил. В результате не столько сложных, как просто запутанных и дурацких интриг, Сен-Мар доигрался до эшафорта, на который тем не менее взошел с достоинством и бравадой.
Такова была странная личная жизнь одного из самых известных (благодаря литературным трудам) королей Франции.