Найти тему
Другое вождение

Четвертое правило системы вождения Смита. "Быть видимым"

Оглавление

Слайд из моего курса "Защитное вождение автомобиля"
Слайд из моего курса "Защитное вождение автомобиля"

Здравствуйте! Я Арсений Фролов, мастер спорта по автоспорту, Чемпион России по авторалли, тренер по безопасному и контраварийному вождению международного класса. Добро пожаловать в мой блог "Осознанное вождение"!

В предыдущих трех правилах (ссылки в конце статьи) я рассказал о том, как правильно видеть ситуацию. Четвертое правило наблюдения Смита рассказывает, как не только видеть, но и «Быть видимым» или как оно звучит в оригинале «Убедиться, что ОНИ видят вас».

ОНИ - это все участники дорожного движения, не важно какого они возраста и пола, на чем и как передвигаются. Это все окружающие вас люди, которые могут иметь, отличные от ваших, мысли, намерения, понимание рисков, взгляды на жизнь и многое другое. Это те люди, которые составляют все многообразие мира на нашей планете. И как нет двух одинаковых людей, так и нет двух одинаковых типов мышления и восприятия.

Прежде, чем сделать любой маневр, надо донести свои намерения до окружающих. И тут все может показаться простым, на первый взгляд – включил поворотник, значит предупредил. Однако, если бы все хорошо воспринимали световые сигналы, то проблем бы никаких не было.

К сожалению, есть ситуации, когда одного включения повортника или моргания любым другим светом - дальним, стоп-сигналами, аварийкой – будет недостаточно. Показать свое присутствие и свои намерения окружающим, водитель может множеством способов:

- подать световой сигнал

- подать звуковой сигнал

- использовать жесты

- использовать речь- изменить скорость

- изменить положение на дороге

- использовать дополнительные средства по привлечению внимания.

Слайд из моего курса "Защитное вождение автомобиля"
Слайд из моего курса "Защитное вождение автомобиля"

Давайте коротко разберем их все:

Световые сигналы начинаются с того, что вы просто включаете дневные ходовые огни, ближний свет, или противотуманки, чтобы вас лучше видели на дороге. В европейских странах и не только, давно установили, что даже в солнечный день, автомобиль с включённым светом фар заметен намного раньше и лучше, чем без него.

Стоп-сигналы – важный фактор безопасности. Увидели впереди опасность – прижмите слегка педаль тормоза. Так вы заранее покажете задним машинам, что им тоже надо начинать готовиться к торможению. В противовес этому, частое моргание стоп-сигналами, чтобы они держались от вас подальше, не имеет должного результата. Водители позади вас быстро привыкают к этому и могут пропустить начало реального торможения.

Короткое включение аварийной сигнализации для благодарности или в качестве извинения - хороший способ снять лишнее напряжение у водителя сзади.

Звук распространяется в среде медленнее, чем свет, но реакция на звук быстрее. Когда ты увидел саблезубого тигра — это уже поздно. А вот если услышать его, есть шанс на спасение. Поэтому, если вы сомневаетесь, что человек вас видит – гудите ему. Подача звукового сигнала для предотвращения ДТП (а не высказывания своего недовольства) разрешена в любой ситуации в любом месте. Но сначала, начните торможение, чтобы дать запас на реакцию и себе и «тому парню».

Короткий дружелюбный звуковой сигнал можно также использовать, чтобы привлечь внимание другого водителя и договориться с ним жестами о том, что вам нужно, например, перестроиться.

Жесты должны быть четкими, однозначными, нейтральными и сопровождаться нейтральной или, лучше, дружелюбной мимикой.

Речь – по аналогии с жестами. Если есть возможность объясниться словами, никогда нельзя ее упускать.

Скорость и положение на дороге используйте так, чтобы показаться человеку в его стеклах, зеркалах, в поле его зрения. Главное правило здесь – безопасность. Все должно быть подчинено только ей.

Дополнительные средства для привлечения внимания – это, прежде всего, сигнальный треугольник и жилет в случае вынужденной остановки на проезжей части или ее обочине, а также все то, что вы можете еще добавить.

Чтобы улучшить видимость для остальных – всегда поддерживайте чистоту стекол, зеркал, всей светотехники (а лучше всего автомобиля в целом). Не поленитесь выйти и протереть их, как только требует ситуация и позволяет безопасность.

Главное правило - старайтесь всегда обозначать себя на дороге всеми доступными способами, действовать однозначно и благодарить за помощь в маневрах!

Слайд из моего курса "Защитное вождение автомобиля"
Слайд из моего курса "Защитное вождение автомобиля"

Теперь, когда вы знаете, как правильно наблюдать и общаться с окружающими, все что осталось, это научиться «Находить запасной выход». Это пятый, заключительный прием системы Смита и о нем я расскажу в следующий раз.

Ссылки на другие приемы системы Смита

Первый прием

Второй прием

Третий прием

Ищите меня в группах IQ Driving в соцсетях FB, VK, Odnoklassniki, Instagramm, а также в подкастах "Осознанное вождение" на платформе Яндекс Музыка.

Понравилась статья - ставьте лайк, подписывайтесь, комментируйте, читайте другие материалы - здесь еще много интересного :-)

Для записи на занятия и по вопросам, связанным с темой блога, пишите в Яндекс Мессенджер

Понравился блог - поддержите меня и получите +10 к карме