Найти тему
Crazy Historian

Метод Блейка

Уильям Блейк создал свой авторский метод, срединив живопись и поэзию на базе искусства гравировки. Он был одним из первых, кто задумался о единстве человеческого восприятия.

По сути дела, он предвосхитил тот самый принцип синергии, который лежит в основе популярности соцсетей. Картинка, текст, видео перемешиваются и воздействуют на нас одновременно и поэтому «цепляют» наше внимание.

Заглавный лист одной из первых иллюминированных книг Уильяма Блейка. Фото из открытых источников.
Заглавный лист одной из первых иллюминированных книг Уильяма Блейка. Фото из открытых источников.

Сам Блейк датировал создание своего авторского метода к 1788 году. Первой его работой в том жанре стал «иллюминированный трактат» «Все религии едины». 

Следующим опытом создания «иллюминированной книги» стала поэма «Тэль», в ней речь идет о явлении души в материальном мире. Примечательно это произведение, в первую очередь, тем, что здесь Блейк впервые конструирует собственную мифологию, не имеющую аналогов ни в прошлом, ни в творчестве современников.

Почему каждая копия книг Блейка была уникальна? Ответ см.ниже.
Почему каждая копия книг Блейка была уникальна? Ответ см.ниже.

Блейк «заимствовал некоторые идеи и образы из различных учений, однако ему требовался также свой собственный понятийный язык, способный адекватно передать то, что он стремился высказать» (Питер Акройд). Мифологическая система Блейка функционирует по тем же принципам, как и любая другая: каждый персонаж «пантеона» олицетворяет определенную силу или энергию.

Следующим шагом на пути создания уникальных авторских книг стали «Песни невинности». Первоначально книга задумывалась как чтение для детей, но стихи получились по-блейковски мистичными, а порой и остро социальными. Сам Блейк писал «Невинность обретается рядом с Мудростью, но никогда - с Невежеством».

Иллюстрация к книге «Песни невинности». Фото из открытых источников.
Иллюстрация к книге «Песни невинности». Фото из открытых источников.

Блейк позиционировал себя как «духовный художник», поэтому даже за самыми простыми вещами у него кроется целая иерархия смыслов. Неудивительно, что его работа была критически воспринята современниками, которые даже называли ее «дикостью». Ведь отталкиваем мы обычно то, что кажется непонятным и, следовательно, опасным, не так ли?

Однако ранний период творчества Блейка дает только намек на направление развития его таланта. Он получил свой творческий метод, но создание собственной философской системы было еще впереди, поэтому фразу «Песни невинности» можно рассматривать и как девиз этого отрезка его жизни.

Как работал Блейк?

Сначала художник нарезал доски нужного размера из большого листа меди с помощью молотка и резца и подготавливал поверхности. Затем он делал грубый набросок белым или красным мелом и кистью из верблюжьего волоса наносил на доску смесью растительного масла со свечным салом слова и изображения. Эта смесь выдерживала воздействие концентрированной кислоты, приготовленной из уксуса, аммиачной селитры, морской соли и яри-медянки.

Иллюстрация к книге «Песни невинности». Фото из открытых источников.
Иллюстрация к книге «Песни невинности». Фото из открытых источников.

В течение 3-4 часов эта смесь разьедала незащищенную поверхность медной доски.Вытравливание обычно происходило в два этапа, так что Блейк мог следить, чтобы слова и изображения представляли собой рельеф необходимой высоты. Одна из трудностей состояла в том, что слова приходилось писать в зеркальном отражении - для того чтобы на оттисках они читались обычным способом.

Иллюстрация к книге «Песни невинности». Фото из открытых источников.
Иллюстрация к книге «Песни невинности». Фото из открытых источников.

Вытравив фон приблизительно на одну десятую миллиметра в глубину, он зачернял поверхность жженым ореховым или льняным маслом, а затем осторожно прикладывал доску в листу ватманской бумаги. Отпечатав изображение, Блейк делал на бумаге предварительную «размывку» клеем и водой, а затем вручную закрашивал слова и рисунки клеевой краской, приготовленной из воды, цветного красителя и столярного клея. Именно из-за ручного раскрашивания каждый оттиск гравюры получался уникальным.

Вот таким очень трудоемким способом создавались иллюминированные книги Блейка. Он относился к ним очень трепетно, практически, как к своим детям, тем более, что родных детей у него не было. Доски для большинства оттисков хранил всю свою жизнь и мог даже спустя годы допечатывать экземпляры.