Знаете ли Вы, насколько трудно найти реальные, достоверные и детально описанные актуальные примеры стратегий малых и средних предприятий (МСП)? Вы лично достаточно уверены в том, что точно знаете нетривиальные, неизбитые и нерастиражированные идеи и стратегии российских МСП? Известны ли Вам, какие именно разработаны надежные процедуры(тесты) проверки существенно значимых показателей стратегий для МСП?
Сегодня на Lomonosov Research мы запускаем рубрику Working Papers, в которой будем делиться с Вами отобранными и отредактированными шеф-редакторами канала LR рабочими материалами (working papers), подготовленными проходящими обучение на факультете государственного управления, других факультетах и в структурных подразделениях МГУ имени М.В.Ломоносова студентами и аспирантами в рамках выполнения заданий изучаемых ими дисциплин или научно-исследовательских проектов, вдохновленные словами францисканского монаха Луки Пачоли (1445-1517), которые были вынесены им в эпиграф его монументальной книги “Сумма арифметики, геометрии, учения о пропорциях и отношениях”, опубликованной в 1494 г., в Венеции, а именно:
“QUAL FUERANT MEDIIS CARIE CONSUMPTA LATEBRIS RESTITUIT LUCAS LECTORAMICE TIBI” (в пер. Э.Г.Вальдеберга: “ТО, ЧТО В ПЫЛИ ВАЛЯЛОСЬ И ТОМИЛОСЬ ЗАБЫТЫМ В ТЕМНИЦЕ, ЛУКА НАШЕЛ ДЛЯ ТЕБЯ, ДРУГ И ЧИТАТЕЛЬ”)[1].
Заметим мимоходом, что достаточно длинные названия книг - скорее вневременная и всепроникающая мода, а не эксклюзивная “болезнь” великих мэтров эпохи Возрождения. По имеющейся у нас информации, пальму первенства по длине названия художественного произведения удерживает Д.Дефо и его “История достопримечательной, полной бурных приключений, жизни высокочтимого полковника Жака, в просторечье именуемого полковником Джеком… и далее, если точно подсчитать, дополнительно следуют еще 83 слова”[2].
Собственно, новую рубрику, учитывая текущие предельно сложные и неблагоприятные условия функционирования для субъектов малого и среднего предпринимательства за редким исключением, мы решили начать с примеров успешных стратегий российских МСП, отобранных в ходе выполнения одного из практических заданий (задание 3) Александрой Владимировной Подрезовой в рамках магистерского курса “Стратегический менеджмент” (2019/20 уч.год) на факультете государственного управления Московского университета.
Точная формулировка задания: Найдите реальные примеры корпоративных стратегий малого и среднего бизнеса (МСБ) в количестве 5 – 7 примеров со ссылками на надежные и актуальные источники (не из учебников).
Представляем Вашему вниманию отобранные, в свою очередь, нами из 5 примеров Александры Подрезовой по критерию устойчивости к первой “волне” коронавирусной инфекции российские МСП в части их стратегий развития.
1. Стратегия проекта “Кухня на районе”[3]
Алексей Колесников и Кирилл Родин, основатели “Рокетбанка”, свой новый проект “Кухня на районе” запустили в 2018 году, если судить по сведениям из ЕГРЮЛ. Как известно, служба по доставке еды работает в формате dark kitchen (у заведения нет посадочных мест — только кухня) и ориентируется на любителей больших порций домашних блюд, доставляя заказы за полчаса. За первый год у стартапа появилось 16 кухонь в Москве, он вышел на 100000 заказов в месяц и привлек инвестиции от “ПИКа” и основателя QIWI Сергея Солонина.
К.Родин: “В продвижение мы по сути не вкладывались: запустили таргетированную рекламу на жителей района в Facebook и Instagram. Где-то через полгода после запуска первой кухни я заказал первую рекламу в подъездах”, далее - на остановках.
Особенностью проекта является то, что “Кухня” доставляет домашнюю еду большими порциями, которую человек мог бы приготовить и сам.
К.Родин: “В этом и фишка: в том, что мы заменяем кухонный тандем из холодильника и плиты и готовим домашнюю еду так, как многим хочется, но не у всех получается. У нас есть две потенциальные аудитории. Первая — консервативные люди, которые обычно готовят сами, а доставка у них ассоциируется с суши и пиццей. Они пробуют “Кухню” на работе, а потом продолжают заказывать дома. Если задуматься о деньгах, то “Кухня” начинает соперничать с закупками в “Ашане” и METRO: во-первых, потому что, заказывая еду через сервис, человек не тратит время на дорогу и на готовку. Во-вторых, пользователи — не профессиональные повара и готовят с большими продуктовыми “потерями”: фудкост домашней еды выше, чем ресторанной.
Вторая потенциальная аудитория – это уже новое поколение жителей города. Мы рассчитываем на пользователей, которые передают домашнюю рутину на аутсорс”.
В меню одномоментно находится порядка 20-30 позиций. Происходит регулярная ротация блюд: “Кухня” меняет 60% позиций каждую неделю — вдобавок к изменениям в течение дня. Время приготовления занимает не более 15 минут.
А.Колесников: “Мы стараемся сделать так, чтобы система приготовления еды работала максимально слаженно: поварам вместо технологических карт даются подробные алгоритмы работы. Еще мы открыли собственный цех — “Фудреактор”, в котором подготавливаются ингредиенты для блюд”.
Помимо этого, скорость доставки является достаточно быстрой. Это достигается за счет того, что радиус доставки составляет 1,5 км, а у курьеров хорошее знание района, в котором они работают, и электробайки.
К тому же, и служба поддержки является одним из конкурентных преимуществ компании. К.Родин: “Мы не посредник, с нами можно разговаривать: предлагать, что поменять в меню или в приложении. Мы любим общаться, и это обеспечивает нам нескончаемый поток идей и фидбэка”.
А.Колесников: “Кухня” учитывает предпочтения пользователей. У нас более тесная связь с клиентами за счет того, что мы не посредник, а исполнитель. Нам достаточно один раз ввести в свои настройки, например: “Я люблю авокадо, чтобы лосось был не пересоленный и никогда не кладите сахар ни во что”.
2. Стратегия проекта “Invisible”[4]
Invisible – винный сервис для “своих”, стартовавший в 2013 г. В свое время стремительный рост стартапа во многом был обусловлен тем, что ему удалось найти свой подход к аудитории, которую обходили особым вниманием обычные виноторговцы, – к обывателю, не разбирающемуся в видах и марках вина.
В интернет-витрине присутствует порядка 120 позиций, то есть выбор достаточно ограничен. В Invisible люди не могут заказывать по одной бутылке, как везде, – им предлагаются заранее укомплектованные наборы(сеты). В отличие от конкурентов, Invisible ориентируется не столько на ценителей, сколько на неподготовленных покупателей, для которых выбор вина – мучение. А сеты, по идее, помогают покупателю быстро принять решение. Подбором вина для сетов занимается команда Invisible (в компании работало 10 человек на момент проведения интервью). Сотрудники компонуют сеты из 4–6 бутылок: для новичков, разбирающихся и ценителей. Стоимость самого простого набора – 3500 руб., самого дорогого – 11000 руб. Все сеты развозит курьер в день заказа по Москве в пределах МКАД. Состав наборов обновляется раз в неделю, а через каждые два месяца меняется целиком.
Для развития бизнеса был необходим постоянный приток новых членов клуба. Для этого команда Invisible придумала несколько маркетинговых приемов. Так, на сайт добавили специальную кнопку для приглашения друзей (прежде люди переходили по ссылкам). За ее использование пользователю начислялось 500 бонусных руб. либо новый пользователь получал два винных бокала в подарок. И благодаря этой кнопке, существующей и поныне, число пользователей стремительно возросло до 10000 за два месяца, в свое время. Потом Invisible запустил еженедельную рассылку писем с описанием новинок и спецпредложений.
Сергей Курлович, талантливый математик и основатель сервиса по продаже вина подсчитал, что выгоднее не гоняться за раскрученными марками, а торговать малоизвестными брендами качественного вина, пылящими на складах поставщиков. Так, он договорился с компаниями-импортерами о поставке ему неликвидных остатков. Импортеры ухватились за идею расчистить склады и предоставили небольшому винному клубу более низкие закупочные цены по сравнению с теми, которые получают обычные супермаркеты. К тому же традиционные винные бутики предпочитают закупки большого ассортимента мелкими партиями, максимум по 120 бутылок, а Invisible заказывал мало наименований, но в больших количествах.
Разумеется, поставщикам выгодно перекладывать на плечи Invisible заботы и расходы по раскручиванию неизвестного винного бренда. С.Курлович: “Сейчас половина ассортимента Invisible – вино, которое практически не продается в супермаркете”.
3. Стратегия проекта “Topstretching”[5]
Анна и Дмитрий Канюк, а также Владислав Романов - соучредители “Topstretching”, студии растяжки, основанной в 2015.
А.Канюк: “Мы с самого начала работали с командой, у нас был PR-отдел, сразу появился сайт — пять с половиной лет назад он был у немногих. Инвестировали пусть небольшую, но весомую для нас, студентов, сумму и начали более серьезно себя позиционировать на рынке, занятом большими фитнес-клубами. А вообще мы не считаем крупные центры конкурентами. У нас более камерная атмосфера, все друг друга знают, начиная от преподавателей и заканчивая клиентами”.
За первые три года открылись первые пять филиалов, один из них — в Питере, в фешенебельном бизнес-центре на Лиговском проспекте.
А.Канюк: “Позже у нас там еще и крыша появилась. Это изюминка Питера — тренировки на свежем воздухе, и пока такая летняя опция есть только у нашего заведения”.
Помимо новых московских адресов появились студии в Ростове, Екатеринбурге, Киеве и Минске. На момент проведения интервью у Topstretching было 19 филиалов, считая недавно открытую интернациональную студию в Дубае.
А.Канюк: “Фишка Topstretching не только в атмосферных залах и красивых студиях. Основная идея в том, что фитнес — это медитация, путь к себе, к гармонии. Самое главное, за чем люди приходят – за здоровьем, эмоциями после тренировки. Знаете, приходят люди после работы, на занятии просто общаются с собой, с другими посетителями, которые заряжены на позитив, на движение вверх, и мотивируются. И уходят очень окрыленные”.
Автор: Александра В. Подрезова
Шеф-редактор: Надежда В. Макогонова, к.э.н., доцент факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова, руководитель проекта “Индикаторы здорового администрирования”
P.S. Заполнить онлайн-анкету третьей “волны” межсекторального экспертно-аналитического исследования “Индикаторы здорового администрирования”, внести свой вклад в доказательное государственное и корпоративное управление, ознакомиться с результатами исследования, прочее можно на его официальном сайте: https://www.lomonosov-research.com.
[1] Пачоли Л. Трактат о счетах и записях. - М., 2001. С. 12.
[2] 7 книг с самыми длинными названиями. Даниэль Дефо, братья Стругацкие и другие авторы, грешившие гигантскими заголовками / ЭКСМО от 19.10.2017. (дата обращения: 11.08.2020)
[3] Павловская Я. Кухня «Кухни» — как устроен сервис экспресс-доставки еды от основателей «Рокетбанка» / VC.RU от 16.05.2019. URL: https://clck.ru/G6FHx (дата обращения: 11.08.2020)
[4] Романова С. Как сделать хороший бизнес на пыльных бутылках вина малоизвестных брендов / Ведомости от 11.02.2016. URL: https://clck.ru/QDNBo (дата обращения: 11.08.2020)
[5] От занятий в парке до международной сети топ-студий стрейчинга. История успеха выпускницы РГУФКСМиТ Анны Канюк / Academica.ru от 06.12.2019. (дата обращения: 11.08.2020)