Найти в Дзене
Миг Вечности

О чём рассказывают "языческие символы" в христианских храмах?

Оглавление
Фрагмент дверей Теремного дворца.
Фрагмент дверей Теремного дворца.

Современное, вновь возрождённое православие, базируется сугубо на библейских сюжетах, рассказывающих нам историю еврейского народа. На иконах изображены исключительно христианские мученики и борцы за веру. Стены храмов расписаны ликами святых и сценами распятия. Грех и раскаяние – суть христианской нравственности.

Казалось бы, такую картину мы должны наблюдать на протяжении всего тысячелетия со времени Крещения Руси. Однако, это совсем не так.

Вплоть до 17-го столетия Храмы украшались чудными цветами, райскими птицами и диковинными животными. В церквях царила атмосфера «языческого» восприятия мира. До сих пор эту красоту можно увидеть во многих церквях. Хотя большая часть так и скрыта под штукатуркой.

Секреты Кремлевских соборов

Всё стало меняться после падения Византии. 1453 год стал поворотным для русской веры. Когда турки взяли Константинополь, вся знать стала разбегаться в разные стороны. Основная масса, конечно же, перебралась в московские земли и начала постепенно создавать духовный центр византийского толка. Для этого периода характерно странное переплетение античных сюжетов с библейскими. Обычно их называют алхимическими.

Гравюра XV в.
Гравюра XV в.

Особенно много таких замысловатых картин в Соборах Кремля. Для историков – это очередная загадка. Мы ведь знаем, что христианская церковь преследовала язычество. Поэтому вызывают некоторое недоумение изображения ветхозаветных пророков и философов.

Обычно такие таинственные композиции помещались в нижней части кремлёвских храмовых дверей. Видимо, мастера скрывали то, что ещё не совсем запрещалось, но уже и не приветствовалось. Тут размещали фигуры в причудливых костюмах и шапках. И лишь благодаря сопутствующим надписям, можно понять кто это.

Здесь видим Гомера, Эврипида, Платона, Менандра и Плутарха. И возле каждого лица приведены цитаты из его произведения. То есть, античные мудрецы не только были хорошо известны на Руси, но и почитались как древние пророки. Этот факт неудобен, так как намекает, что христианство в том виде, как мы его сейчас знаем, возникло сравнительно недавно. А это значит, привычная хронология не совсем верна.

Процесс "огненного золочения"

Так что же, всё-таки, хотели передать нам безымянные мастера в своих замысловатых сюжетах? Очевидно, это аллегории, благодаря которым были зашифровывали некие тайные знания. В средневековье к таковым относили астрологию и алхимию, которая вызывала подозрение ц духовенства. Именно поэтому, секреты приходилось передавать изустно или зашифровывать под христианское благочестие.

Интересен сюжет из Успенского Собора Кремля, где над гробом с мёртвым телом стоят Платон и Аполлон. Из пояснительной надписи мы узнаём, что Аполлон не бог, а скелет в гробу тот же самый Платон... И сверху на всё это взирает Бог-Отец.

Изображение на двери Успенского Собора Кремля.
Изображение на двери Успенского Собора Кремля.

Любопытно, что подобная символика часто встречается на иллюстрациях к алхимическим книгам, где таким образом представляли одну из стадий "великого дела" ( изготовление золота или необходимого для этого "философского камня"). Мёртвое тело и отдельные его части - один из излюбленных мотивов алхимиков.

Также, по средневековым представлениям, каждому металлу соответствует определённое небесное светило. В свете этих воззрений ипостаси Солнца и Аполлона - символы золота. Если же учесть, что в процессе "огненного золочения" воссоздаётся золото из непохожего на него вещества, имеются основания видеть в этой композиции аллегорию той секретной технологии, с помощью которой украшены золоченые двери.

В данном случае вещество названо Платоном. Удивительно, но планета Плутон в астрологии олицетворяет смерть, трансформацию, перерождение. Поэтому мы наблюдаем воскрешение из гроба.

Гермес Трисмегист
Гермес Трисмегист

Часто вместо Платона указывали других мудрецов. Ими были египетский бог Тот и греческий Гермес Трисмегист. Называли также Аристотеля и Пифагора. К тому же, всем им приписывалось непорочное рождение.

Таким образом, христианство просто напросто позаимствовало языческую символику, но придало ей библейский смысл. Тайные знания назвали ересью и преследовались как западным духовенством, так и восточным.

Поэтому мастерам, которые хотели сохранить секреты древних технологий, приходилось маскировать их такими вот аллегорическими сюжетами.