В конце апреля 1942 года японская 8-я флотилия подводных лодок под командованием контр-адмирала Нобору Исидзаки покинула расположенную на побережье Малайского полуострова военно-морскую базу Пенанг и направилась в Индийский океан. В состав флотилии входили три крейсерских субмарины I-16, I-18 и I-20, каждая из которых, помимо обычного вооружения, несла по одной двухместной сверхмалой подводной лодке типа "А". Еще два подводных крейсера I-10 и I-30 имели на борту по одному гидросамолету-разведчику E14Y и обеспечивали ведение дальней разведки.
За время похода с 7 по 20 мая самолеты произвели воздушную разведку портов Аден, Джибути, Занзибар, Дар-эс-Салам и Дурбан, где обнаружили множество потенциальных целей в виде транспортов, однако контр-адмирала Исидзаки интересовали в первую очередь британские военные корабли. Найти таковые можно было у берегов Мадагаскара, где с 5 мая велась операция по захвату острова силами стран Британского Содружества, и здесь японцев действительно ждал успех. Вечером 29 мая с подводной лодки I-10 стартовал гидросамолет с экипажем в составе пилота лейтенанта Тосио Араки и наблюдателя старшины Йосихару Ито. Около 22:30 авиаторы достигли мадагаскарского порта Диего Суарес и обнаружили в его гавани линкор "Рэмиллис", эсминцы "Данкан" и "Эктив", а также два корвета, два военных транспорта, госпитальный корабль, танкер и один коммерческий транспорт. Британцы, в свою очередь, заметили неизвестного воздушного разведчика и поняли, что скорее всего он был поднят с какого-то вражеского корабля. Поэтому капитаны распорядились выключить все огни, а командир "Рэмиллиса" Дезмонд Невилл Купер Тафнелл отдал приказ сняться с якоря, после чего совершил серию маневров с изменением курса и поставил линкор на стоянку в другой части бухты. Как показали дальнейшие события, эта уловка не слишком помогла.
По возвращении с разведки лейтенант Араки и старшина Ито доложили о результатах своих наблюдений, и контр-адмирал Исидзаки на основании этого доклада принял решение атаковать британский флот вечером следующего дня силами сверхмалых субмарин. 30 мая японская флотилия остановилась в 10 милях от Диего Суареса, а затем все три карликовых подводных лодки стартовали со своих носителей. Однако на HA-18b тут же обнаружилась неисправность двигателя, так что в нападении смогли принять участие только HA-16b и HA-20b. Море в тот день было неспокойным и шел дождь, что, с одной стороны, помогало экипажам сохранять скрытность, но с другой - затрудняло навигацию. Поэтому до входа в бухту Диего Суарес успешно добралась только HA-20b, в экипаж которой входили лейтенант Сабуро Акиеда и старшина Масами Такемото.
Хотя накануне "Рэмиллис" и сменил место стоянки, громадный 190-метровый линкор в гавани было сложно не заметить. Обнаружив главную цель, японские подводники вышли на удобную позицию и в 20:25 произвели выстрел одной 450-мм торпедой. Они не промахнулись. Попадание пришлось в носовую часть корабля по левому борту перед первой башней главного калибра. В результате образовалась пробоина размером 9 х 9 метров, а хлынувшая через нее вода затопила расположенные рядом артиллерийские погреба и вызвала замыкание, отключившее всю электросистему линкора. Хотя повреждения оказались серьезными, этого было недостаточно для того, чтобы потопить "Рэмиллис". Аварийная команда быстро предотвратила дальнейшее затопление отсеков, и уже 3 июня корабль смог своим ходом отправиться на ремонт в Дурбан. Работы по восстановлению и модернизации заняли целый год и окончательно завершились лишь в июне 1943-го.
Сразу после первой атаки на британских кораблях сыграли тревогу, а корветы "Тим" и "Гениста" попытались атаковать субмарину. Моряки Его Величества довольно точно установили меcтонахождение противника и сбросили несколько серий глубинных бомб, которые разорвались неподалеку от HA-20b, но никакого заметного ущерба ей не нанесли. Спустя час Акиеда и Такемото повторили нападение, и на сей раз их целью стал танкер "Бритиш лоялити" тоннажем 6993 тонны. Торпеда попала в борт напротив машинного отделения, после чего корабль быстро затонул на мелководье. Из состава его экипажа погибло шесть человек, а остальные благополучно спаслись.
Добившись столь впечатляющего успеха, японцы покинули гавань и направились к заранее условленной точке рандеву с носителем, находившейся близ мыса Амбер. Однако тут удача оставила их. Возможно, по причине недавней бомбардировки глубинными бомбами рулевое управление HA-20b вышло из строя и субмарину вынесло на мель у острова Анталикели. После неудачной попытки подорвать подводную лодку специально предусмотренным на такой случай зарядом, оба японских моряка вплавь добрались до Мадагаскара, благо разделявший острова пролив был совсем небольшим. Затем они отправились к мысу Амбер пешком, и вскоре встретили нескольких представителей местного племени антараки. Приняв приглашение островитян, японцы зашли в их деревню, носившую название Аниджабе, где смогли обогреться, подкрепиться и купить еды на дорогу. Но прежде, чем они продолжили свой путь, один из жителей Аниджабе в расчете на вознаграждение покинул деревню и направился к ближайшему британскому посту, чтобы сообщить о появлении нежданных гостей.
Акиеда и Такемото смогли пройти 48 миль прежде, чем их перехватил отправленный на поиск отряд британской королевской морской пехоты. Хотя из оружия у японцев имелись только пистолеты и мечи, храбрые подводники ответили отказом на предложение сдаться и приняли бой. В ходе завязавшейся перестрелки им удалось убить одного и ранить четверых своих противников, однако и Сабуро Акиеда пал от британской пули. Что же касается Масами Такемото, то после того, как все патроны были израсходованы, он бросился на вражеских морпехов с мечом и тоже был застрелен.
Не менее трагичной оказалась судьба экипажа не участвовавшей в атаке HA-16b. Судя по всему, в бурном море моряки так и не смогли дойти до Диего Суарес, а затем потерпели крушение. Их субмарина по сей день числится пропавшей без вести, а 2 июня на берегу недалеко от порта британцы нашли и предали земле тело одного из подводников, вышедших на ней тремя днями ранее. Был ли то младший лейтенант Кацусуке Ивасе или же его напарник старшина Кодзо Такада - так и осталось неизвестным.
Флотилия контр-адмирала Исидзаки тщетно ждала возвращения своих отважных товарищей у мыса Амбер в течение трех дней, а после, потеряв всякую надежду, направилась в Мозамбикский пролив, где приступила к борьбе с британским судоходством.
Michael Traurig