В XVII веке монах ордена иезуитов Афанасий Кирхер пишет гигантскую работу «Эдип Египетский» - «Oedipus Aegyptiacus». В этом труде среди многих его домыслов и всевозможных заблуждений науки своего времени он описывает и образ, получивший название «Великая мать богов» - «Magnæ Deorum Matris». Я беру изображение по версии 1652 года.
В верхней части таблицы находится огромная надпись: «Isidis Magnæ Deorum Matris Apvleiana Descriptio» - «Исида Великая Мать Богов по описанию Апулея». Это фраза отсылает нас к роману Апулея «Метаморфозы». Нужный фрагмент я располагаю в самом конце статьи.
В левой части рисунка находится столбец с заглавием: «Nomina varia Isidis» - «Различные имена Исиды». Список имен довольно интересен, в него входят те богини, которые и сегодня весьма интенсивно почитаются в некоторых кругах.
«Isis, Minerva, Venus, Iuno, Proserpina, Ceres, Diana, Rhea seu Tellus, Pessinuncia, Rhramnusia, Bellona, Hecate, Luna, Polymorphus dæmon» - «Исида, Минерва, Венера, Юнона, Прозерпина, Церера, Диана, Рея или Теллус, Пессинунтская, Рамнузия, Беллона, Геката, Луна, Многоликая».
С правой стороны заглавие столбца гласит: «Explicationes symbolorum Isidis» - «Объяснение атрибутов Исиды». Этот столбец поясняет некоторые предметы одежды божества и их значение.
Для удобства я сначала перечислю те, которые связаны с верхней частью фигуры.
A: «Divinitatem, mundum, orbes cœlestes» - «Божественность, мир, небесные сферы».
BB: «Iter Lunæ flexuosum, & vim fœcundatiuam notat» - «Извилистый путь Луны и сила вторичных образов».
CC: «Tutulus, vim Lunæ in herbas, & plantas» - «Головной убор из трав и растений».
D: «Cereris symbolum, Isis enim spicas inuenit» - «Символы Цереры которые так же обнаруживаются у Исиды».
E: «Byssina vestis multicolor, multiformem Lunæ faciem» - «Прекрасное многоцветное одеяние, множества форм Луны».
F: «Inuentio frumenti» - «собранные злаки».
G: «Dominium in omnia vegetabilia» - «Обладание всеми видами овощей».
I: «Genius Nili malorum auerruncus» - «Гений Нила отводящий беду».
R: «Omnium nutrix» - «Всецелительница».
В центральной части рисунка всего 4 объекта поэтому я не буду выносить их отдельным рисунком.
H: «Radios lunares» - «Орбита Луны». Таков символизм пупа Богини.
P: «Fœcunditas, quæ sequitur terram irrigatam» - «Вторичная орбита идущая за орошаемыми землями». Имеется ввиду, что она богиня сельскохозяйственного календаря.
L: «Humectat. vis Lune» - «Приливы создаваемые Луной».
Q: «Astrorum Domina» - «Владычица Звезд». Вполне понятно, что ее власть над звездами обозначена звездной накидкой.
Наконец нижняя часть божества. Ее стопы, которые касаются земли.
K: «Incrementa & decrementa Lunæ» - «Рост и убыль Луны» (в темных складках).
M: «Lunæ vis victrix, & vis diuinandi» - «Луна дарующая победы и предвидение».
N: «Dominium in humores & mare» - «Повелевающая влагой и морем».
O: «Terræ symbolum, & Medicinæ inuentrix» - «Символ земли и дарование медицины».
SM: «Terræ marisque Domina» - «Владычица земли и моря».
Разумеется, над некоторыми символами нужно немного поразмышлять. Например, волосы богини символизируют всеобщее исцеление. Уместно вспомнить некоторые аллегории вытаскиванию кого-то из проблем на длинных косах из некоторых народных сказок. Статья и без того получилась весьма длинной и пояснять отдельные аспекты я не буду. Это намного интереснее делать самостоятельно. Эти символы могут играть большую роль при соответствующих ритуалах. Теперь же завершу упомянутым в самом начале фрагментов из «Метаморфоз» Апулея:
Вот я пред тобою, Луций, твоими тронутая мольбами, мать природы, госпожа всех стихий, изначальное порождение времен, высшее из божеств, владычица душ усопших, первая среди небожителей, единый образ всех богов и богинь, мановению которой подвластны небес лазурный свод, моря целительные дуновенья, преисподней плачевное безмолвие. Единую владычицу, чтит меня под многообразными видами, различными обрядами, под разными именами вся вселенная. Там фригийцы, первенцы человечества, зовут меня Пессинунтской матерью богов, тут исконные обитатели Аттики – Минервой кекропической, здесь кипряне, морем омываемые, – Пафийской Венерой, критские стрелки – Дианой Диктиннской, трехъязычные сицилийцы – Стигийской Прозерпиной, элевсинцы – Церерой, древней богиней, одни – Юноной, другие – Беллоной, те – Гекатой, эти – Рамнузией, а эфиопы, которых озаряют первые лучи восходящего солнца, арии и богатые древней ученостью египтяне почитают меня так, как должно, называя настоящим моим именем – царственной Изидой