«Кто весь день работает, тому некогда зарабатывать деньги»
Джон Рокфеллер
Введение
Джон Рокфеллер: первый в мире долларовый миллиардер, нефтяной мега-магнат, один из влиятельнейших людей США и, на последок, герой сегодняшней статьи!
Большинство относится к этой личности очень негативно и у этого есть свои причины.
Но вести бизнес этот человек умел, и спорить с этим никто не будет, поэтому я решил посвятить эту статью тому, как Джон Рокфеллер разбирался, а точнее «уничтожал» своих конкурентов.
Немного биографии
Давайте рассмотрим первые шаги предпринимателя.
Джон Рокфеллер родился в семье продавца лекарствами Уильяма Рокфеллера. Уильям считал лучшей карьерой предпринимательство. Он с детства учил сына скрупулезному заполнению деловых бумаг и основам ведения бухгалтерии. Также, он предлагал детям разводить птиц на продажу и помогать соседям за деньги.
Обучение в школе не принесло Джону Рокфеллеру пользы. В школах ещё тогда не учили тому, что реально нужно человеку.
После получения среднего образования Рокфеллер три месяца учился бухгалтерии и основам банковского дела. Затем он решил пойти работать по специальности для получения опыта. Джон получил работу с хорошей зарплатой, но через 3 года уволился и понял, что на работе денег не заработать.
С этого момента он стал бизнесменом.
Первая помеха
Биография сегодняшнего героя очень полезна и интересна, но сегодняшняя статья посвящена не этому. Поэтому давайте начнем рассматривать разные случаи, в которых Рокфеллер (иногда даже без личного участвия) «уничтожал» конкурентов и «лишних» людей.
Первая и очень хитрая «расправа» Рокфеллера произошла не с конкурентами, а с его партнерами.
Братья Кларка Мориса (человека, с которым Джон создавал компанию Andrews, Clark & Company) терпеть не могли Рокфеллера, но они были как бы партнерами.
Рокфеллер стремился вперед и постоянно брал кредиты на развитие компании — Кларки же довольствовались тем, что есть, и были недовольны лишними тратами.
Поэтому они настроили Мориса против его компаньона. В 1865 году Рокфеллер поспорил с Кларком по поводу очередного займа в $100 тысяч. Морис не смог опротестовать аргументы партнера и сделал последнюю попытку его урезонить, пригрозив выходом из компании. Рокфеллер не терпел шантажа и такой ход вывел его из себя.
В общем Джон составил план по устранению братьев из бизнеса.
Когда Кларки снова пригрозили вышвырнуть его из компании, ответный ход Рокфеллера их поразил: будущий миллиардер сообщил в газетах, что компания самораспускается. Кларки решили договориться с Джоном о продаже Andrews, Clark & Company, но Рокфеллер «провел вокруг пальца» бывших партнеров: он провел аукцион и сам же приобрел предприятие за $72 тысячи.
Такой была его первая «расправа». Джон получил независимость и собственную компанию.
Ещё одна интересная помеха
Следующая интересная ситуация произошла, когда у Рокфеллера уже была его самая мощная компания Standard Oil.
Нефтедобытчики хотели «проучить» Джона и его компанию за жесткие тарифы. Они начали строить свою железную дорогу, а не пользоваться Pennsylvania Railroad, которая давала скидку Рокфеллеру в 50%.
Журналисты во всё горло кричали, что скоро честные «стартаперы» проучат злого владельца Standard Oil, но как бы не так.
Построить дорогу не получилось.
Нефтедобытчики, выступившие против Рокфеллера, совершили и в последствии поняли свою ошибку: Standard Oil была самым сильным игроком, и ее промышленной мощности не мог достичь никто. Отказавшись от сотрудничества с Рокфеллером, владельцы месторождений столкнулись с тотальным кризисом и были вынуждены к нему вернуться.
На таких предпринимателей пытались давить с помощью общественного осуждения и прессы, но те делали очевидный выбор между процветанием и банкротством.
Предприниматель знал, что промышленники вскоре снова распадутся на мелкие группы и продолжат вредить его индустрии. Главам самых крупных компаний он предложил слияние со Standard Oil, и те быстро забыли о вражде. Другие сдались на милость Рокфеллеру сами.
P.S. Интересно, что предприниматель никогда не вступал в переговоры по покупке — он только называл цену, и бизнесменам нужно было на нее соглашаться или же «готовиться к банкротству».
В общем, Рокфеллер создал такие условия, что без его компании многие другие предприятия-конкуренты не смогли бы работать.
Как уничтожить конкурентов почти ничего не делая?
В 1877 году перевозчики Pennsylvania Railroad и Empire Transportation Company приняли решение вторгнуться в индустрию нефтяной переработки. Это была идея Джозефа Поттса, главы Empire Transportation Company. Компании рассчитывали приобрести часть оставшихся небольших нефтедобывающих компаний, увеличить промышленный потенциал и, делая вид, что готовы договориться, нанести неожиданный удар Standard Oil .
Идея, которая многим казалась безумной, провалилась в самом начале. Рокфеллер был чрезвычайно бдителен, да и главы купленных им компаний, заметили подготовку заговора.
Рокфеллер отправился к руководителю Pennsylvania Railroad Тому Скотту — но не с позиции людей, которые ищут компромисс, а как хозяева ситуации. Скотту «напомнили», кто перевозит большую часть нефтепродуктов по линиям компании, и велели отступиться от затеи. Том отказался: он считал, что Standard Oil, работавшая по всей территории США все еще нестабильна, и надеялся на конкуренцию перевозчиков, с которыми у Рокфеллера был договор.
Рокфеллер расторг договор с Pennsylvania Railroad и поспешил нарастить мощь своих союзников Erie и New-York Central. Те уменьшили стоимость транспортировки, а Рокфеллер пообещал им увеличить размеры перевозок до 600 цистерн. Следующие действия Джона нанесло еще больше урона: он снизил стоимость нефтепродуктов в пределах досягаемости Empire Transportation, чтобы замедлить ее развитие.
Производства Standard Oil в Питтсбурге были на время закрыты, чтобы не давать Скотту возможность перевозить в регион нефть. Pennsylvania Railroad также уменьшила тарифы, но это нанесло ей колоссальный ущерб, а развитие Empire Transportation, несмотря на все усилия, шло медленно.
Планы главы Pennsylvania Railroad были окончательно разрушены восстанием рабочих, подавлять которое пришлось при помощи федеральных войск. Эта война поставила компанию на колени. Скотт решил начать переговоры с Рокфеллером, который обещал помочь ее восстановить, но Поттс не желал мира. Его образумило только то, что Standard Oil выкупила принадлежащие Empire Transportation Company перерабатывающие предприятия.
Так Pennsylvania Railroad оказалась под контролем Standard Oil и именно так Рокфеллер «уничтожил» ещё несколько конкурентов, просто закрыв на время пару производств.
Новая сложность
В 1880 году возникла новая сложность: были построены трубопроводы компаний-конкурентов, и один из них, Tidewater, способен был соперничать со Standard Oil. Рокфеллер начал делать скидки, строить и покупать новые трубопроводы и предприятия. Tidewater противостояла Standard Oil, но не переходила к активному наступлению. Рокфеллер же тем временем приобрел большую часть игроков и начал строить свою трубопроводную компанию.
Tidewater продолжала увеличивать протяженность своих маршрутов, а Standard Oil всячески этому мешала.
Ходят слухи, что Рокфеллер нанимал уличные банды, чтобы они разрушали трубопроводы и нападали на рабочих.
Но в Tidewater были и внутренние неурядицы, которые привели компанию к финансовым проблемам. В поисках кредита они пришли к Рокфеллеру, который легко оказал им помощь.
У Tidewater не вышло
Полный контроль
Рокфеллеру приходилось учиться контролировать приобретенные компании, ведь их владельцы часто не исполняли приказы центрального офиса. В особых случаях представители Standard Oil отправлялись налаживать с ними отношения.
Оставшихся конкурентов Рокфеллер «стирал» с рынка с помощью демпинга: тотальный контроль над отраслью позволял ему манипулировать ценами так, как он хотел. С середины 1880-х годов предприниматель начал скупать месторождения нефти, уменьшив зависимость от производителей и укрепив власть над ними.
Вывод
Когда смотришь на то, как первый долларовый миллиардер хитро разбирался с конкурентами, начинаешь понимать, почему он столько заработал.
Надеюсь, что вы почерпнули кое-что для себя.
А если вы хотите узнать, как Рокфеллер стал богатым, рекомендую прочитать эту статью.
Удачных инвестиций,
«Да прибудет с вами сила сложного процента»