Найти тему
«Заповѣдная магистраль»

"Насчёт горящего уголька в топке паровоза вы погорячились, они давно ездят на мазуте". Это не правда, всё совсем наоборот!

Пылающая адским огнём жаркая паровозная топка и разносящийся из трубы по всей округе терпкий аромат горящего уголька - тот самый дух странствий и железнодорожной романтики, ушедшие в прошлое мотивы былой старины чугунки. Или не совсем ещё ушедшие?

Распахнутые дверцы шуровки на пассажирском паровозе серии Су. Фото: Алексей Алексеев
Распахнутые дверцы шуровки на пассажирском паровозе серии Су. Фото: Алексей Алексеев

Нет конечно, и даже сегодня можно учуять этот тонкий характерный индустриальный аромат от вагонов пассажирских поездов. А паровозы в наши дни начинают активно эксплуатироваться на популярных туристических направлениях в составе ретро-поездов и не только. Паровозы из ТЧЭ-12 на узле в С.Петербурге и в 21 веке выполняют тяжелую грузовую работу с поездами в передаточно-вывозном движении наравне с тепловозами.

"Насчёт горящего уголька в топке паровоза вы погорячились, они давно ездят на мазуте"

Нет, я не погорячился. Увидеть сегодня в работе "нефтянку" (паровоз на нефтяном или мазутном отоплении) куда сложнее чем на угле. Для наглядности и подтверждения своих слов я покажу вам ниже фото из Карелии со станции Сортавала, на котором запечатлел экипировку грейферным краном тендеров сразу двух паровозов - серии Л и Э.

Экипировка углём тендеров паровозов серии Л и Эр на станции Сортавала, р-ка Карелия, ОКТ жд. Июль 2020. Фото: Алексей Алексеев
Экипировка углём тендеров паровозов серии Л и Эр на станции Сортавала, р-ка Карелия, ОКТ жд. Июль 2020. Фото: Алексей Алексеев

Это к вопросу о том погорячился я или всё же нет. Надеюсь хоть теперь это стало понятным.

На закате паровозной эры паровые локомотивы всё более активно в депо переводили на отопление мазутом. Во-первых, этот вид топлива считается более калорийный чем уголь и жару давал куда больше. Именно поэтому, своды топок паровозов работающих на мазуте, выкладывались изнутри огнеупорным кирпичом, чтобы те не прогорали так быстро. А во-вторых, с переходом на мазут происходила, как бы сейчас выразились модным словом - "оптимизация" (мать её, будь она неладна). Из состава локомотивной бригады убиралась, уходя уже безвозвратно в прошлое, должность кочегара. Оставался только машинист и его помощник. Экономия средств и людских ресурсов как говорится налицо.

Паровоз серии Л, работающий на твёрдом топливе. Сверху на тендере хорошо заметна выступающая куча угля. Станция Осташков, ОКТ жд. Зима 2019г. Фото: Алексей Алексеев
Паровоз серии Л, работающий на твёрдом топливе. Сверху на тендере хорошо заметна выступающая куча угля. Станция Осташков, ОКТ жд. Зима 2019г. Фото: Алексей Алексеев

Так например, в локомотивном депо Осташков ТЧ-34, которое когда-то обслуживало участок Октябрьской жд Бологое-Великие Луки, в послевоенные годы все приписанные паровозы работали исключительно на мазуте.

Из недостатков перевода паровоза на мазут с твердого топлива, можно было отметить значительное ухудшение комфорта в будке локомотивной бригады, работа форсунок для впрыска топлива была слишком шумной, что называется "давит на уши".

Завораживающее зрелище, знатный "медведь" вылетел из трубы "Лебедянки" на мазутном отоплении. Станция Осташков, ОКТ жд. Март 2016г. Фото: Алексей Алексеев
Завораживающее зрелище, знатный "медведь" вылетел из трубы "Лебедянки" на мазутном отоплении. Станция Осташков, ОКТ жд. Март 2016г. Фото: Алексей Алексеев

В наши же дни, вместе с возрождением паровой тяги, стали происходить обратные процессы. Локомотивные депо, продолжающие эксплуатировать паровые локомотивы, переводят их на отопление углём.

Станция Бологое-Московское. Справа на фото виднеются развалины старинной нефтекачки Петербурго-Московской железной дороги. Фото: Алексей Алексеев
Станция Бологое-Московское. Справа на фото виднеются развалины старинной нефтекачки Петербурго-Московской железной дороги. Фото: Алексей Алексеев

Но зачем, спросите вы меня? Отвечаю. Во-первых, в новое время существенно изменилось ценообразование на топливо. Сырая нефть или мазут сегодня стоят значительно дороже чем уголь. И во-вторых, возникла сложность с экипировкой паровозов жидким топливом. Все нефтекачки на складах топлива давным давно уже повсеместно ликвидированы. Сегодня как оказалось куда проще организовать погрузку угля в тендер паровоза возле любой открытой площадки грейферным краном на жд ходу или ещё проще - автомобильным погрузчиком.

Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на мой канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!

Ещё больше интересных фото на личной странице автора в Instagram