Найти тему
Smapse News: Образование и наука

30% работающих россиян имеют высшее образование. Почему больше и не надо?

Оглавление

Высшее образование в России давно стало почти обязательным пунктом на пути от школы к трудоустройству: если вы не хотите заниматься ремеслом или идти на завод рабочим, то почти любая другая специальность — от офис-менеджера до врача — требует обучения в вузе. На 2016 год доля россиян с высшим образованием в возрастной группе 25-64 лет составляла 56%, среди молодёжи до 34 лет этот показатель достигал 60%, а от общего числа жителей этот процент не превышает 33. Нужно ли высшее образование всем или число людей с дипломами вузов сейчас оптимальное? Какие есть альтернативы у нынешних молодых людей – если не идти в университет, то где учиться после школы и нужно ли учиться? Какое будущее ждет систему высшего образования в условиях пандемии и дистанта?

Минусы высшего образования

Поступление в университет стало одним из социально одобряемых этапов на пути к успеху. Единственная проблема с уравнением «университет = успех» заключается в том, что академическое образование – не универсальный ответ для всех.

Ценность вузовского диплома снижается?

Действительно ли диплом нужен каждому? Да, если вы врач, юрист или архитектор.

Но не на всех должностях от вас требуется документ, подтверждающий компетенции: предприниматель, руководитель стартапа, спортивный тренер, стилист и многие другие. Даже карьера, традиционно ориентированная людей с образованием, теперь становится более доступной. Например, издательская компания Penguin Random House больше не требует диплом колледжа. Самозанятые художники, музыканты и другие творческие натуры могут учиться вне вуза: онлайн-курсы и школы, училища, поиск наставника, самообразование. Вариться в соку собственных идей неплохо, но творческие объединения, стажировки или летние школы помогут обменяться опытом, расширить сеть знакомств в творческих кругах, заявить о себе.

Ценность вузовского диплома никто не отменял, но, если выбранное вами дело не требует фундаментальный академической подготовки, есть и альтернативные пути, позволяющие сэкономить время и деньги.

Диплом помогает научиться думать?

-2

Сотни студентов читают книги и получают информацию от преподавателей, которые, вероятно, никогда не работали в отрасли. Только небольшой процент профессоров – люди практики, прошедшие путь от молодого специалиста до руководителя, а затем пришедшие в вуз передавать опыт студентам. Чаще всего путь в преподавание таков: студент – аспирант – кандидат наук – вот и готовый лектор. Для академических, гуманитарных дисциплин это неплохо, а вот для преподавателя технических, технологических, бизнес-дисциплин такой путь недостаточен.

Система образования построена так, что студенты получают информацию от преподавателя и должны изложить её же на зачёте. Некоторые университеты являются исключением, но в целом система образования не способствует развитию критического мышления. Академическая среда обучает студентов добиваться успеха в определенных контролируемых условиях, в искусственной среде. Университет – площадка для встречи с людьми с разными взглядами, образами жизни, но совсем не обязательно посещать институт, чтобы оказаться в «питательной» для развития среде.

Успех определяет постоянное обучение

Готовность постоянно совершенствоваться определяет успех дипломированных специалистов и самоучек. Академическое образование часто бывает теоретическим и мало соотносится с реальностью. Для мира, находящегося в постоянном движении, образовательные институты меняются слишком медленно. На протяжении многих десятилетий мы верили в то, что каждому человеку необходимо получить высшее образование. Но времена изменились! Сегодня важнее наличие навыков для выполнения конкретной работы, а не сертификат, подтверждающий, что вы потратили 4 года на изучение теоретической основы своей деятельности.

Упущенная выгода

Стоимость обучения, если вы поступили на платную программу, а также дополнительные затраты иногда перевешивают будущие выгоды.

Ежегодно миллионы молодых людей во всем мире задают себе вопрос: «Какой университет и программа мне подходят, чтобы начать успешную карьеру?» Образование, даже сугубо теоретическое, обеспечивает положительный опыт — но стоит ли опыт упущенной выгоды? Некоторые европейские страны (Германия, Австрия, Франция) предлагают получить высшее образование бесплатно, но сопутствующие расходы и упущенные выгоды сохраняются: кто-то же оплачивает счета за квартиру, питание, другие расходы.

Вместо этого вы можете рассмотреть другие возможности – стажировки, путешествия, работу по выбранной специальности и параллельное обучение онлайн. Эти варианты могут принести деньги, пока вы определите для себя то, чем вы действительно увлечены, и будете осваивать новое дело.

Стоимость обучения растёт с каждым годом – от 100 000 руб. за год до 400 000 руб. за степень бакалавра. Рентабельность инвестиций за диплом о высшем образовании вызывает вопросы. Не все могут позволить себе поступить в институт, а те, кто может, рассчитывают на то, что по окончании учебы они сразу начнут зарабатывать. Расходы на некоторые дипломы окупаются, но большинство – нет. Многим удаётся заработать намного больше, изучив ремесло, чем они могли бы получать со степенью по истории искусств.

-3

Информация и образование относительно недороги

Образование имеет решающее значение, а университет – нет. Сегодня информация стоит недорого и легко доступна. Интернет-источники предлагают бесплатные онлайн-занятия, включая университетские курсы. Если вы не способны учиться самостоятельно, то и университет мало чем поможет: 70% информации в вузе вам придется добывать самим при подготовке к семинарам, презентациям, докладам.

Нет гарантий трудоустройства

Большинство людей идут в университет с мыслями о том, что они найдут работу своей мечты и заработают много денег после его окончания. Но сам по себе диплом ничего не гарантирует: развитие таких навыков, как лидерство, принятие решений, управление людьми и ресурсами, требует реальной практики и опыта. Эти навыки нельзя получить в классе. Если вы потратите время и энергию на прохождение стажировки и изучение вариантов ученичества, вы получите результат, сопоставимый или даже превосходящий учебу в университете.

Отсрочка от взрослой жизни

Фраза «найти себя» обычно используется студентами, когда они формулируют цели посещения университета. Учеба в хорошо известном университете каким-то образом стала для подростков обрядом перехода во взрослую жизнь и успешную карьеру. Молодые люди часто выбирают высшее образование, потому что еще не решили, что им делать со своей жизнью. Учеба в вузе даёт им время для ответа на вопрос: кем же стать, когда вырастешь? Вузы стали местом, где человек, кажется, может себя найти, но это не совсем так: университет – защищенный, нереальный мир. Вы должны думать о том, как продолжать расширять свои знания, использовать навыки для решения реальных проблем. Если вы хотите стать учителем английского языка в начальной школе — не ожидайте, что диплом пединститута подготовит вас к комнате, полной кричащих детей. Вы даже можете возненавидеть профессию учителя, начав работать.

Формализация образования

-4

Многие российские вузы сегодня похожи на режимные объекты: студенты четко подчиняются дисциплине, программы построены строго в соответствии со стандартом, из них ушло биение научной мысли, накопительные системы формируют скорее исполнителей, чем думающих специалистов.

Самый простой способ узнать, чего вы стоите, – поставить себя в сложные ситуации: найти работу на линейной позиции, стать волонтером в организации, позволяющей развивать необходимые навыки. Путешествуйте по миру, работая неполный рабочий день, ищите дело для себя – практика gap year развита за рубежом. Если после годичного перерыва в учёбе и проверки своих представлений о работе на практике вы все ещё будете уверены, что вам нужно высшее образование – получите его.

Плюсы высшего образования

Но, несмотря на все минусы, ценность системы высшего образования никто не отменял. Высшее образование – это пока универсальный способ когнитивного развития: 4-5-6-летнее обучение учит системно мыслить, воспринимать и перерабатывать большие объёмы информации, самостоятельно учиться, распределять время (не учиться весь семестр и всё выучить за 3 дня или заниматься понемногу каждый день).

Положительное качество диплома университета – готовая социальная и профессиональная сеть. Если вы закончили престижный вуз, ваши однокурсники работают по профессии и занимают позиции в ведущих компаниях, то это готовая сеть знакомых во многих областях.

Высшая школа развивается и предлагает сотни новых инновационных направлений, которые сохраняют её актуальность. Они не ограничиваются двух- или четырехлетним обучением в колледже, но представляют собой ряд новых учебных заведений – сетевых, традиционных, ускоренных и других.

Высшее образование формирует базовые знания по истории, обществоведению, географии, определяет круг знакомств, качество будущей работы, улучшает коммуникативные навыки.

Образование и коронавирус

-5

Внезапный вынужденный переход к онлайн-обучению, когда классы и лаборатории остаются пустыми, изменит привычную вузовскую систему. Не следует рассматривать университет как механизм социальной сортировки или школу для элиты. Волна финансовых затруднений требует сделать обучение более доступным. Когда студенты перестают консультироваться и учиться на территории вуза, покупать горячее питание, посещать медицинские центры, компьютерные классы, потреблять другие дополнительные услуги, университетам нужно думать о том, как переходить на новый формат и продавать образовательные услуги в новых условиях, уделять больше внимания доступности, поддержке учащихся в повседневной жизни, качеству обучения.

Распространение COVID-19 вынудило преподавателей использовать онлайн-платформы для обучения и видеопрезентации, которые долгое время считались менее эффективными, чем обучение в классах и лекционных залах. Среди преподавателей, ориентированных на инновационные методы измерения того, что студенты изучают на своих курсах, адаптация к онлайн-обучению в середине семестра прошла относительно гладко. Это дает надежду на то, что мы сможем предложить новые способы обеспечения того, чтобы взрослые могут учиться гибко, по доступной цене таким образом, чтобы подготовить их к успеху во все более сложном для управления обществе.

Как будет меняться высшее образование

Характер человеческой работы меняется: компании все больше полагаются на автоматизацию для устранения повторяющихся задач, на искусственный интеллект для решения проблем. Пандемия только ускорила эти изменения. Руководители университетов сосредоточиваются на привлечении студентов, формировании у них новых рабочих навыков работы, придумывают более эффективные подходы для демонстрации того, что они знают и могут делать.

Нужны более эффективные способы подтверждения знаний, полученных во время корпоративного обучения, работы или волонтерской деятельности – это позволит учитывать опыт, полученный вне аудитории, объединить различные пути, ведущие к карьере.

Удовлетворение потребностей разных групп студентов будет означать пересмотр или отказ от устаревших интеллектуальных традиций, инвестирование в бизнес-модели, основанные на технологиях, в обучение преподавателей новой педагогике, такой как обучение на основе компетенций и расширение личного общения.

Если университеты будут учить молодых людей конкурировать в условиях новой экономики, менять кодекс при изменении бизнеса, быть гибкими работниками, интегрируют новые технологии в процесс обучения, будут своевременно обновлять программы, включая инновационный материал, а не информацию прошедшего десятилетия, приглашать преподавателей-практиков, воспитывать учеников, способных справляться с повседневными заботами, вдумчивыми, заинтересованными гражданами, то система высшего образования останется востребованной, а общество только выиграет.

А как получить максимальный результат от своего образование, смотрите в моем видео:

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал

Читайте также:

Самые высокооплачиваемые знаменитости 2020, рейтинг Forbes

1 сентября все ближе: чего ждать школьникам, родителям и учителям

Охота за кадрами: какие выпускники могут считаться перспективными — и кто их оценивает