Найти в Дзене
Рус Жонглер

Образ ислама в современной культуре

Ислам – вторая по численности последователей мировая религия, распространенная по всему миру.

В данном эссе я провел небольшое исследование некоторых вопросов, относящихся к теме места ислама в культуре современности. Предмет диалога религии и культуры, а также анализ отношений ислама и христианства в современной России дает возможность лучше понять культурный контекст актуального религиозного самосознания. Знакомство с современным определением исламского искусства поможет составить более полную картину образа религии в культуре.

Отдельное место занимает исследование проблемы исламофобии, столь актуальной в наше время. В эссе также дан краткий обзор религиозных праздников.

Для раскрытия исследуемых положений я ориентировался на современные информационные источники – исследования, литературу, новостные статьи.

Религия и культура. Диалог ислама и христианства в современной России

Говоря о месте религии в культуре, в первую очередь необходимо помнить о том, что и религия, и культура постоянно находятся в диалоге. Такой диалог – это безостановочный процесс, движущей силой которого является постоянное желание индивида идентифицировать себя; «...отношение между религией и культурой всегда двусторонне: образ жизни влияет на подход к религии, равно как и религиозное отношение влияет на образ жизни» [2, стр. 32].

По определению А.А. Пелипенко и И.Г. Яковенко, религия – это

«...обособившаяся и осознавшая себя в качестве таковой сфера культуры, в значительной степени определяющая сознательную идентификацию культурного субъекта» [5, стр. 273].

Данная формулировка, на мой взгляд, в очередной раз подтверждает идею "диалога" этих важнейших сфер человеческого сознания. Культура невозможна без религиозного наследия, но и религия не может существовать вне культурного контекста.

В России религия всегда считалась важным фактором этнической идентификации и политической мобилизации. Ислам, в свою очередь, является важнейшим признаком культурной идентификации для отдельных групп населения.

«Несмотря на лингвистические и культурные различия между так называемыми "этническими мусульманами», ислам остается основой их культурного наследия» [4, стр. 49].

Ссылаясь на статистические данные переписи населения РФ, проведенной в 2002 году, «...этнические группы, считающие ислам основой или частью своего культурного наследия, составляют не менее 10 % населения нашей страны. 56 этнических групп из списка, предложенного переписью, традиционно ассоциируются с исламом, и их общая численность составляла в 2002 году 14,3 млн. чел., что как раз и составляло одну десятую от указанной переписью населения цифры для населения России в 145,1 млн. чел.» [4, стр. 50].

Статистика дает все основания считать мусульман крупнейшим религиозным меньшинством в России. Если же говорить о православном христианстве в РФ, то оно, как известно, занимает лидирующую позицию по числу последователей. По всему вышесказанному становится ясно – эти две мировые религии, сосуществующие на одной территории, не могут не соприкасаться.

Как складываются отношения мусульман и православных в России? Нельзя сказать, что благоприятно. Дело порой доходит до серьезных разногласий (даже на уровне Межконфессионального Совета РФ). В чем их причина? «...Одна из причин разногласий — строгая иерархичность Русской Православной Церкви (РПЦ) и отсутствие подобной иерархии среди мусульман» [4, стр. 59]. Еще одним основанием конфликта считают «...различия доктринального характера, а также обстоятельства более чем тысячелетней истории Русского государства, когда христиане и мусульмане порой оказывались в противоборствующих армиях, хотя, чаще они воевали против общего врага» [4, стр. 59].

Можно определить немало причин, которые приводят к недопониманию друг друга представителей этих двух крупнейших вероучений.

Говоря о культуре и отражении в ней религии, нельзя не упомянуть об искусстве.

Исламское искусство – очень сложная, многогранная, интересная сфера культуры, достойная отдельного подробного исследования. В своей статье я бы хотел только коснуться этой области, рассмотрев вопрос современного определения искусства мусульман.

Актуальное определение исламского искусства

Искусство ислама неотрывно связано с религиозной идеологией.

«Монотеизмом объясняются — хотя и с разными акцентами — ограничения на фигуративные изображения: неприятие политеистического идолопоклонства, недопустимость соперничества художника с Аллахом как творцом; в соединении с идеей трансцендентности Аллаха, что делает его непредставимым, следовательно, не изобразимым — недопустимость изображения Бога, которая распространяется на все живое» [1, стр. 267].

Среди специфических черт исламского искусства отмечается «...практическое отсутствие разделения на религиозное и гражданское...», что позволяет включить в определение «исламского искусства»

  • нерелигиозные предметы художественного ремесла,
  • дворцы правителей,
  • караван-сараи;

и «...преобладание абстрактных форм над живыми...» [1, стр. 267].

Арабеска, каллиграфия, геометрический орнамент – все это является выражением исламского в искусстве мусульманских стран.

Арабская каллиграфия - Первая сура Корана, написанная в стиле «насх»
Арабская каллиграфия - Первая сура Корана, написанная в стиле «насх»

Известно, что не арабы изобрели орнамент, но именно они сделали его «визитной карточкой» искусства ислама.

Арабески Альгамбры (фрагмент)
Арабески Альгамбры (фрагмент)

«Можно созерцать арабески Альгамбры в течение нескольких дней подряд «...» такое созерцание «индуцирует пассивность сродни трансцендентальной медитации, освобождая интеллект для достижения бесконечных ветвлений чистой логики»» [1, стр. 268].

Таким образом, безóбразность исламского искусства сегодня правильнее рассматривать не как зло, лишившее мусульманскую культуру живописи и скульптуры, но как «адекватную форму выражения мировоззрения: характер искусства регламентируется не столько буквой, сколько духом раннего ислама, отношение которого к искусству скорее неопределенное, чем отрицательное» [1, стр. 267].

Отношение к исламу в современном обществе. Шариат

Одним из важнейших аспектов, отражающих сложности взаимоотношений с мусульманами в западноевропейских обществах является проблема исламофобии. Ни для кого не секрет, что восприятие ислама сейчас сильно политизировано, и часто люди не видят разницы между «исламом» и «исламизмом».

А ведь это различие обладает критической важностью: в первом случае говорится о достаточно веротерпимой религии, внутри которой складывается система религиозных норм, во втором – о некой «политической активности под эгидой религии».

Важно помнить о том, что исламские фундаменталисты намеренно переиначивают положения ислама,

«...в частности, все некатегорические запреты однозначно трактуют как категорические, включают джихад в число основных столпов ислама, чтобы оправдать теракты необходимостью вести «войну против неверных» и «на законных основаниях» использовать их для претворения в жизнь собственных радикальных концепций» [7].

Причину бытования стереотипных представлений об исламе следует искать не столько в сфере культуры, религии, этнологии, сколько в политике: «...известны случаи, когда конфликты с мусульманами в ряде европейских стран использовались в электоральных целях и к власти приходили радикально настроенные партии» [7].

В процессах формирования общественного мнения относительно мусульман не стоит недооценивать роль СМИ, в которых уже вошло в привычку «...любой политический или социальный конфликт с участием мусульман рассматривать сквозь призму концепции «столкновения цивилизаций» (исламской и европейской), обладающих уникальным культурным «кодом» и принципиально отличным набором ценностных установок» [7].

Следствием такого рода интерпретации является то, что почти в каждом мигранте-мусульманине начинают видеть латентного экстремиста.

Говоря о конфронтации норм шариата и европейского либерального права, как о конфликте религиозной и секулярной нормативной системы, очень часто опускается тот факт, что свобода и равенство – основополагающие права человека, закрепленные в Декларации прав человека, в исламской традиции играют не менее важную роль: «Триада «свобода – равенство – справедливость» лежит в основе мусульманской правовой системы. В европейской культуре право, религия и этика разведены, а в исламской культуре вся совокупность религиозных, этических и правовых предписаний воплощена в шариате...» [7].

В исламе принцип равенства опирается на три идеи:

1) общность происхождения (равенство перед Богом);

2) личная ответственность за соблюдение норм шариата;

3) справедливое воздаяние каждому за благочестивый образ жизни, благие дела, и равное для всех наказание за грехи и преступления.

Что же может помочь преодолеть закоренелое убеждение в том, что ислам якобы одобряет военные действия против «иноверцев»? Только подробный научный анализ основ исламского вероучения, повышение образовательного и культурного уровня мусульман, «...расширение знакомства с мусульманской культурой среди населения» [3, стр. 475].

Мусульманские праздники

Религиозное самосознание верующего человека, в частности – верующего мусульманина, находит свое проявление в праздниках.

Календарь мусульманских праздников (2018г.)
Календарь мусульманских праздников (2018г.)

Известно много исламских торжеств, однако главными были и остаются Курбан-Байрам и Ураза Байрам.

Курбан-Байрам отмечают 10 числа 12 месяца мусульманского лунного календаря, празднуют его три дня. «В 2018-м праздник приходится на 21 августа» [8].

Курбан-Байрам – это праздник жертвоприношения, он «знаменует собой окончание хаджа, ежегодного паломничества мусульман всего мира в Мекку» [9]. Исходя из этимологии слова «курбан» (арабский корень «КРБ» несет значение всего, что связано с «приближением») принято считать, что сущностью праздника является «...не столько жертвоприношение, сколько «приближение к Аллаху» посредством этого обряда» [9].

В России день, приходящийся на Курбан-байрам, рабочий, но в республиках с большой долей мусульманского населения (Адыгея, Башкирия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Татарстан, Чечня и Крым) он официально объявлен выходным.

Ураза-байрам в Москве (2018г.)
Ураза-байрам в Москве (2018г.)

Второй по значению мусульманский праздник – Ураза-Байрам (праздник Разговения), проводится в честь окончания поста Рамадан, после заката. Всем мусульманам с этого времени предписывается читать «такбир» (формулу возвеличивания Аллаха). Ночь на праздник желательно провести в бдении, во всенощном служении Аллаху. В праздник раздают милостыню, поздравляют друг друга, посещают родственников, соседей, знакомых, друзей, принимают гостей. «Праздник в 2018-м выпадает на 15 июня» [8]. 

Заключение

Ислам – религия с большой, трудной историей. В разное время менялось отношение к мусульманам, их искусство переживало взлеты и падения.

Однако в современном мире, несмотря на консерватизм религиозных устоев, ислам живет, наполняя мировую культуру новыми смыслами, идеями.

Диалог религии и культуры продолжается, и нам нужно учиться не только слышать, но и слушать.

«Об исламе мы сегодня очень много говорим, но очень мало знаем» [6, стр. 11].

---

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Книги:

1. Вестник Русской христианской гуманитарной академии. (Тульпе И.А. Тема исламского искусства в современных "Историях искусства" (статья)). СПб.: РХГА, 2016. Т. 17, вып. 4. стр.267-268;

2. Доусон К.Г. Религия и культура / Пер. с англ., вступ. ст., коммент.: Кожурин К.Я. СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 2001. стр. 32;

3. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. Т. 16, вып. 4. (Мирзаханов Д.Г. Политический ислам в современной России: историография проблемы (статья)). Саратов: Изд-во СГУ, 2016. стр. 475;

4. Мировые религии в контексте современной культуры: новые перспективы диалога и взаимопонимания. (Коткин И.Ю. Ислам в России и перспективы мусульманско-христианского диалога (статья)). СПб.: Санкт-Петербургское отделение Российского института культурологии, 2011. стр. 49, 50, 59;

5. Пелипенко A.A., Яковенко И.Г. Культура как система. М.: Языки русской культуры, 1998. стр. 273;

6. Журавский А.В. Ислам. М.: Весь мир, 2004. стр. 11.

Электронные ресурсы:

7. http://e-notabene.ru/fr/article_13036.html (Федорова Ю.Е. Ислам в восприятии современного европейского сообщества: стереотипы и реальность // Философская мысль. — 2014. - № 7. - стр. 99-125);

8. https://sputnik-georgia.ru/spravka/20180315/239676993/Musulmanskie-prazdniki-v-2018-godu.html (статья «Мусульманские праздники в 2018 году: календарь праздников и постов по месяцам»);

9. https://ria.ru/spravka/20180821/1526841342.html (статья «Курбан-байрам — мусульманский праздник жертвоприношения»).