«Мещанин во дворянстве» – самая известная пьеса знаменитого французского драматурга Ж.-Б. Мольера. Написанная в 17 веке, она остается актуальной и в наши дни, так как затрагивает не только социально-культурологические явления Франции указанного столетия, но и общечеловеческую проблему комплекса неполноценности, который слишком громко заявляет о себе по поводу и без.
Говорят, что нет ничего хуже невольника, который был ничем и вдруг стал «всем»: натура забитого человека рано или поздно прорвется наружу самым изощренным образом, причиняя немало бед окружающим. То же самое можно сказать о людях, пробившихся из грязи в князи: ослепленные успехом, они забывают себя настоящих, чем доставляют немало хлопот родным и близким. Именно таков главный герой пьесы господин Журден. Решив стать дворянином с помощью денег, он разошелся не на шутку, взявшись одновременно изучать танцы, музыку, фехтование, правописание и даже философию. Впрочем, нет ничего удивительного, что Журден, желая войти в высшее общество, занялся светским образованием; его проблема заключается в том, что он отчаянно цеплялся за форму, забывая о содержании.
Громкими словами и вычурными действиями он пытался прикрыть внутреннюю пустоту. Традиционно мещанином презрительно называют не столько представителя непривилегированного, третьего, так называемого буржуазного сословия, сколько человека с приземленным мышлением и ограниченным кругозором, погрязшего в сером быте и прозе жизни.
К сожалению, такие люди не перевелись и в наше время. Каждый из нас немного господин Журден, когда пытается занять неподобающее ему место в обществе. На этот счет существует одна очень хорошая народная пословица: «Каждый сверчок знай свой шесток». Это не значит, что не сто́ит пробиваться вперед и добиваться результатов, – просто человек, желающий повысить свой социальный статус, никогда не должен забывать своего настоящего происхождения: это его отрезвляет и помогает не терять голову от головокружительных успехов.
Возомнив себя настоящим дворянином, господин Журден решил не только сам пробиться в высший свет, но и сделать свою дочку Люсиль маркизой или герцогиней, что по сути означало брак по расчету, а не по любви. Но ему помешали возлюбленный Люсиль Клеонт, его слуга Ковьель, а также госпожа Журден, которые совместными усилиями провели незадачливого мещанина и несостоявшегося дворянина самым нелепым образом, обманом заставив его действовать по своей задумке. В результате Люсиль все-таки вышла замуж за Клеонта, а планы господина Журдена насчет очаровательной маркизы с треском провалились.