Найти в Дзене
Байки Учёного Кота

КАКИЕ ТРОФЕИ ДОСТАЛИСЬ НЕМЦАМ В БРЕСТЕ 22 ИЮНЯ 1941 ГОДА

Бегство советских и партийных властей из города было таким стремительным, что помимо ценных подарков в виде секретных документов партийного руководства и огромных запасов финансовых средств, хранившихся в управлении Госбанка СССР, немцам достались еще и большие трофеи в виде материальных ценностей, продовольственных и военных запасов. Только огромные запасы финансовых средств в 22 миллиона советских рублей, хранившихся в здании областного управления Госбанка СССР и доставшиеся врагу, говорят за себя.

Бывшее областное отделение Госбанка СССР
Бывшее областное отделение Госбанка СССР

Теперь коснемся военных трофеев, захваченных немецкими подразделениями в городе (трофеи, захваченные в крепости, здесь не рассматриваются). Так, из отчета германского 12-го армейского корпуса следует, что в первоначальный период оккупации города было захвачено: в казармах Северного военного городка «300 ручных пулеметов, 250 становых пулеметов, 600 винтовок, 60 легких обозных повозок, 5 походных кухонь, 120 грузовых автомобилей, 2 легковые машины, 1 I.F.H., 20 пушек 76 мм, 500 выстрелов (4,7 бронебойных нарядов), 1000 яйцевидных ручных гранат, 10 000 выстрелов (боеприпасы к стрелковому оружию)»; вблизи двухэтажных казарм в районе Граевка «7 орудий 152 мм, 10 орудий 76 мм, 3 орудия 122 мм, 10 двухместных танков, 6 разведывательных бронеавтомобилей».

Помимо этого, в различных частях города было захвачено «36 орудий, 11 зенитных орудий, 34 противотанковых орудия, 9 готовых к выезду танков, 30-40 только незначительно поврежденных танков, 5 русских знамен (в том числе знамя 5-го стрелкового полка) и большое число транспортных средств всякого рода (грузовых автомобилей, автомобильных тягачей, легковые машины, походные кухни, машины боеприпасов, машины обоза), множество оптических устройств для тяжелого оружия и необозримое количество ручного огнестрельного оружия, складов боеприпасов и горючего. В течение первых боевых дней уничтожено 57 танков (в том числе 52-тонные)». Командир 45-й пехотной дивизии генерал Фриц Шлипер сообщал об обнаружении трех сравнительно больших склада запасных частей для русских машин, а также среднее количество автомобильных шин».

генерал Шлипер
генерал Шлипер

В районе станции Брест-Южный найден «товарный поезд в составе около 30 вагонов с дефицитным грузом: медь, свинец, руда и т.д. Вагоны с хлопком и химикатами подготовлены для перегрузки с широкой колее на стандартную». Разумеется, что стратегически ценный груз был немедленно вывезен в Германию. Уже 15 июля эшелон из 25 вагонов с сырьем «с главного железнодорожного вокзала отправлен в «Общество по торговле сырьем (Общество экономических исследований), Берлин-Мариендорф». В вагонах находились медные пластины, химикаты, руда, а также тюки с хлопком и овечьей шерсти.

части вермахта в Бресте
части вермахта в Бресте

Запасы продовольствия, доставшиеся немцам, просто поражают своими размерами. Только в районе железнодорожной станции Брест-Центральный было найдено 2000 вагонов с продовольствием. Лейтенант 45-й пехотной дивизии Швармер был вынужден доложить наверх о том, что охрану этих вагонов обеспечить не в состоянии по причине нехватки личного состава.

Огромное количество запасов продовольствия было обнаружено в шести хранилищах, где оккупанты старательно подсчитали каждый мешок. Так, им досталось 1000 мешков пшеничной и 350 мешков ржаной муки, 400 мешков овса и гречки, 30 мешков перловой крупы, 30 мешков пшена, 600 мешков риса, 200 мешков гороха, 20 мешков сахара, 10 мешков фасоли, 10 ящиков красной свеклы в банках, 80 ящиков конфет, 125 ящиков спичек, 300 ящиков мыла. Помимо этого было учтено значительное количество хлопка, табака, соли и сигарет.

Напрасно думать, что такие большие запасы продуктов пошли на обеспечение жизнедеятельности мирного населения Бреста. Как отмечали немецкие представители службы тыла, «большая часть продовольствия и вкусовых продуктов (чай, кофе, сигареты) частично взята проходящими подразделениями, частично испорчена в результате бессмысленного вскрытия емкостей». Переводя с бюрократического на русский – попросту разграблена. Население города снабжалось, в основном, по остаточному принципу и из небольших складов. Разумеется, что масса найденного продовольствия пошла на нужды гарнизона, либо была вывезена в Германию.

Получив запасы продовольствия, оккупанты занялись поиском «увеселительных» напитков, с удовлетворением отмечая, что «фабрика по производству водки продолжит свою работу после расходования трофейного алкоголя, пивоваренный завод с большими запасами ячменя и хмеля был запущен после подвоза дрожжей из Варшавы». Этой фабрикой был ликеро-водочный завод, который немцы вскоре приспособили под свои потребности.

Найденных трофеев было действительно так много, что для охраны складов у немцев не хватало людей. В связи с этим командование было вынуждено «имеющиеся склады (товарный, мучной, гражданский и т.д.) перенести в одно место, используя евреев. Это позволит существенно уменьшить количество необходимой охраны».