Не для кого не секрет, что первые американские пилотируемые программы «Меркурий», «Джемини», «Аполлон» и даже «Скайлэб» имели 100% или близкую к ней кислородную среду ( в Скайлэб 75%).
Выбор американцев до сих пор подвергается жесткой критики и даже стал поводом, что бы усомниться в реальности программы «Аполлон». Тем не менее, американцы не такие дураки, как это принято думать в экзальтированном обществе «квасных патриотов».
Для того, что бы понять и принять причину их выбора, нужно совершить путешествие на 60 лет назад и увидеть, что на тот момент однозначного ответа на данный вопрос не было и не могло быть в виду новизны проблемы. Естественно, что в таких обстоятельствах рождаются десятки альтернативных решений, правоту которых можно подтвердить только реальной практикой, которой на тот момент не было ни у СССР, ни у США.
Если говорить о космической программе США, то одним из основных критериев в выборе 100% кислорода на ранних этапах ее развития, была простота конструкции системы жизнеобеспечения. Простота в свою очередь объяснялась требованием к надежности, а так же ограниченностью запасов на борту КК.
Учитывая именно эти требования и было принято решение использовать 100% кислородную среду, вместо сложной системы из смеси газов, которая надо сказать, использовалась при более «ранних» программах.
Американцы объясняли свой выбор тем, что человек и так живет в кислородном окружении и благодаря своим эволюционным процессам хорошо приспосабливается к искусственно созданной атмосфере (на тот момент, вопрос интоксикации кислорода был изучен не достаточно).
Проведя эксперименты, американцы определили предел переносимости некоторых отклонений в окружающей среде.
Было установлено, что если человек должен вдыхать 100% кислород, то предельная высота, на которой он может находиться находится между 4800м (412мм.рт.ст.) и 11400м (155мм.рт.ст.) в зависимости от индивидуальных способностей человека. На более низких высотах не удалось создать атмосферу с соответствующей высокой кислородной концентрацией на длительные периоды времени (некоторые вещи об кислородной интоксикации все же знали уже тогда). Т.к. указанные выше пределы высоты в значительной степени зависят от индивидуальных особенностей, при умеренной затрате производительности, то было решено сократить диапазон высот до следующих приделов: 6000м(349мм.рт.ст.) до9900м (196 мм.рт.ст.) высоты.
Общее давление, при котором большинство членов экипажа могло чувствовать себя в полной безопасности, по крайне мере, в течении дня, составляет приблизительно 258мм.рт.ст. А следовательно и возможный диапазон находится в пределах между 6000 и 8100м. (к чему собственно и пришли отечественные (советские) физиологи, при выборе рабочего режима давления для скафандра на уровне 0,4кгс/см2, что эквивалентно высоте 7000метров или 306мм.рт.ст.).
Так же американцы учитывали пожароопасность кислородной среды, поэтому, стремились как можно больше снизить давление, поэтому и остановились на высоте 8100м или 258мм.рт.ст. или 0,3кгс/см2. которую так и использовали вплоть до орбитальной станции «Скайлэб».
Кроме того, понижение давления рассматривалось американцами как желательный фактор т.к. это способствовало уменьшению веса капсулы, кроме того, при пониженном давлении сводилась до минимума скорость утечки, а утечка становилась очень важным фактором в условиях ограниченных запасов.
Ответ на вопрос, почему американцы использовали чистый кислород вплоть до орбитальной станции «Скайлэб» достаточно прост:
Во-первых, программы «Меркурий» и «Джемини» подразумевали относительно короткие полеты и ограниченный объем запасов на борту КК. Не смотря на то, что программа «Аполлон» предполагала применение ракеты сверхтяжелого класса (Сатурн-5), все силы были направлены на высадку на Луне и никто не собирался усложнять СОЖ в без того крайне сложной технике во время опасного полета. «Скайлэб» хоть и получила 75% кислородную среду при давлении 0,35кгс/см2, но она была тесно связанна с программой «Аполлон» и была обречена учитывать особенность и конструкцию СОЖ «Аполлона» не смотря на то, что "длительные" полеты выявили некоторые нарушения в организме из за применения чистого кислорода. По-настоящему «земную атмосферу» американцы создали с «чистого листа» при разработке программы «Шаттл».
Кислородная среда в американских космических кораблях со временем доказала свою несостоятельность для дальнейшего развития при длительных орбитальных полетах, и как это обычно бывает, ушла на обочину эволюции прогресса. Можно ли высмеивать американцев за ошибку в выборе изначального пути? НЕТ, и еще раз НЕТ. В программе «Меркурий», «Джемини» и «Аполлон» этот вариант во многом оправдан и даже то, что он не получил развития, не дает повода насмехаться над американскими пилотируемыми программами.
Безусловно, кислород взрывоопасен и все знают о трагедии Аполлон-1, но и в нашей космической программе были ошибочные решения, такие как полет без спасательных скафандров, стоивший жизни «трем космонавтам».