Найти в Дзене
Книжный качок

Почему психологи всегда «копаются» в нашем детстве?

Оглавление
Многие не понимают, почему психологи всегда спрашивают о детстве. Картинка из недр Яндекса.
Многие не понимают, почему психологи всегда спрашивают о детстве. Картинка из недр Яндекса.

В раннем детстве мы усваиваем способы познания жизни, закладываются условные рефлексы, понимание себя и окружающего мира. Очень многое, приобретённое в детстве оставляет отпечаток на всю оставшуюся жизнь. Но мнения психологов и философов разнятся: кто-то считает, что база представления о мире формируется в течение 7 лет, кто-то говорит о том, что в период 2-5 лет уже заложен основной пласт.

И как трактуется судьба человека с точки зрения психологии? Подводка к статье, приведённая выше, как раз отвечает на поставленный вопрос. В детстве усваиваются основные постулаты, запреты, инструкции, предписания, что создаёт позже «сценарий его жизни». Так гласит теоретическая психология.

Николай Козлов в своей книге «Как относится к себе и к людям, или практическая психология на каждый день» предлагает нам все же задавать конкретные вопросы:

  • Какие закладываются инструкции и предписания?
  • Какие запреты и разрешения?
  • Что конкретно и как родители закладывают в ребёнка, и что (кто) ещё влияет на него?

Николай Иванович Козлов - доктор психологических наук, профессор, основатель тренинг-центра «Синтон», ректор Университета практической психологии, консультант с 30-летним стажем. У доктора много проектов (проект «Дистанция» о выработке полезных привычек, образовательный проект «Психологос» и т.д.), тренингов, курсов, книг. (внимание: вся информация об авторе взята с его профессионального сайта!). Об этом человеке можно сказать: всё в одном!

Родители - путеводитель детей.

Автор в своей работе рассуждает, что родители слушают своих детей, но не всегда слышат. Он приводит несколько примеров в своей книге в подтверждение этому, но я остановлюсь на одном. Думаю, вы тоже, как и я, замечаете, что у людей острая реакция друг на друга в конфликтах, доходящая не только до неприкрытой грубости, но и откровенной жестокости. Откуда это в нас?

Пример из детства:
У автора в гостях была молодая мама с двухлетним малышом. Ребёнок прыгает на диване, но падает и ударяется. Он плачет, мама ему подсказывает: «Ух, какой плохой диван! Зачем ты ударил нашего Пашу? Мы тебя за это побьём!» - и стукает диван, приглашая к этому и Пашу. Паша охотно присоединяется. Теперь он знает, что надо делать, когда ему плохо. Чтобы на душе полегчало, надо начать бить...

Николай Козлов также говорит о важности подбора литературы для детей. С героями сказок, рассказов, книг дети тоже усваивают модели поведения и реакций в возникающих жизненных ситуациях. Ещё один пример из книги с размышлениями автора:

Или вот сказка братьев Гримм «Огниво». Мама спокойным, размеренным голосом читает детишкам: «Солдат рассердился и отрубил старухе голову». Вот так. Он рассердился, решил убить старуху, вынул саблю и отрубил ей голову. Это ведь даже не хулиганство, это убийство, проходящее по Уголовному кодексу любой страны.
Стоит ли докапываться в сказках до всех скрытых смыслов? Ведь их можно «надумать», не так ли? Картинка из недр Яндекса.
Стоит ли докапываться в сказках до всех скрытых смыслов? Ведь их можно «надумать», не так ли? Картинка из недр Яндекса.

Мысли вслух: а что если детская сказка о репке, превозносящая взаимопомощь и коллективный труд, говорит нам, что самостоятельно ты, скорее всего, не добьёшься чего-либо в жизни, и должен всегда опираться на чьё-то плечо? Или это уже поиск подтекста, доходящий до абсурда?

План жизни и выбор сценария.

Николай Козлов считает, что в период 2-5 лет у ребёнка сформировался основной план жизни. С кем он хочет дружить, кем стать в будущем, что любит и т.д. Или хотя бы в общих чертах - чему радоваться и от чего грустить.

Не всё, конечно, что было задумано в детстве осуществится, но то, что в раннем возрасте закладывается тяга, предрасположенность к чему-либо является фактом. Помню, в произведениях классической литературы, изучавшейся в школе, преобладают такие сюжеты и мысли: любовь приносит страдания, печали и жизненные неурядицы нужно нести как крест, и все будут восхищаться вашим мужеством, да и в целом, судьба неизбежна. Возможно, именно под влиянием таких настроений мы и относимся, зачастую, к любой проблеме как к ужасному бремени? Но, с другой стороны, это уже школьный период, время юности, где мы в состоянии подключить критическое мышление.

Автор приводит пример, какие сцены могут привести к тому, что ребёнок выберет жизненный путь Удачника или Неудачника.

Сценарий Неудачника закладывается сценами «Ну что он вертится», «Вечно ему мало», «Посмотрите, как он бледен», «Ребёнок нуждается в клизме», «Ты простудишься», «Не ори», «Я от тебя уйду», «Ты плохой» и пр.

Из всех персонажей, в таком случае, ребёнку будут близки никем не любимые аутсайдеры, любые энергичные злодеи (не важно как часто неудачно заканчиваются их судьбы в книгах).

Сценарий удачника закладывается в детстве сценами «Иди, поиграем», «Колыбельная», «Ми-и-лый», «Разве он не прелесть», «Хороший мальчик», «Я в тебя верю», «Ты сильный и добрый», «Ты сможешь».

Любой сценарий можно изменить через тренировку осознанности и корректировку мышления. Но это очень сложно.

Немало важно, как ребёнок включается в игру жизни. Кто-то наблюдает со стороны; кто-то изображает игру; а кто-то играет.

Темперамент и роли.

Есть в психологии понятие «темперамент» - врождённая особенность нервной системы, которая не поддаётся изменениям. Николай Козлов в этом сильно сомневается.

Кто ты: сангвиник, флегматик, меланхолик или холерик? (слева направо на картинке). Картинка из недр Яндекса.
Кто ты: сангвиник, флегматик, меланхолик или холерик? (слева направо на картинке). Картинка из недр Яндекса.

Ведь в некоторых ситуациях, например, меланхолик проявит себя как закоренелый сангвиник, а холерик не разозлятся и включит флегматика. Да, во многих исследованиях в противовес Гиппократу теперь выделятся «смешанный» тип, просто какой-то темперамент является преобладающим. Николай Козлов пошёл дальше и говорит о том, что свой темперамент можно вылепить, или свободно между ними переключаться. Вот не нравится вам быть меланхоликом, воспитывайте в себе сангвиника!

Наше личное развитие связано с механизмом, когда мы перенимаем что-то в поведении других людей. Вы есть то, что вы усвоили от окружающих. Разница в том, что кто-то это делает по наитию, а кто-то осознанно заимствует у чужого и делает своим.

Содержать большой штат «своих личностей» очень хлопотно, многие упрощают себя, сокращая личностный диапазон. Здесь человек отсекает лишние роли и избегает новых - становится, по словам автора, чугунной болванкой с чёткими краями.

Но автор призывает: «Вы можете быть любым. Разрешите себе это».

Читайте также статьи канала:

Синдром Робин Гуда: почему украсть у богатого и отдать бедному не такая праведная идея?

Конституция, хартия о правах человека - дают ли они свободу?

В браке одна рутина: зачем мы женимся?

Подписывайтесь на канал, читайте, советуйте темы (бесценно) и берегите себя!