Господь предупреждает о лжепророках, которые приходят в овечьей одежде, и снаружи кажутся людям праведными и благочестивыми, говорят на первый взгляд правильные слова, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. Снаружи они выглядят как овечки, а внутри суть волки хищные. Как же отличить их от всех прочих людей, и как не спутать дерево доброе с деревом худым, подобно как смертельно ошибся Адам, вкусив плод с худого дерева.
Господь учит, говоря, что всякое дерево познается по плодам: "по плодам их узнаете их" - говорит Он. Ведь всякое доброе дерево приносит и плоды добрые, а дерево худое приносит и плоды худые. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Не может дерево доброе приносить плоды худые ни дерево худое приносить плоды добрые. Так, деревом иносказательно в писании называется человек, подобно как слепой, при исцелении от своей слепоты сказал, что видит проходящих людей как деревья (Мк. 8,23-25)
Когда Христос исцелил бесноватого слепого так, что тот стал говорить и видеть, фарисеи стали говорить, что Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского. Иисус сказал им на это, что если бы это было так, то получалось бы, что сатана сам себя изгоняет, сам себя разделяет, и сам разрушает свое царство. Может ли такое быть на самом деле? Если сатана признан деревом худым или злым, то и плоды его будут злыми, не сможет такое дерево приносить добрых плодов. И если исцеление бесноватого человека признано плодом добрым, то и плод этот непременно будет произрастать от доброго дерева. Таким образом, Иисус изгонял бесов Духом Божьим, а не силою князя бесовского, потому что плод добрый принесло дерево доброе, а не худое. Фарисеи же добрый плод относили к худому дереву, совершив, по сути, хулу на Духа Святого, называя Его силою князя бесовского. Ведь нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый. Поэтому, необходимо или признать дерево хорошим и плод его хорошим, или признать дерево худым и плод его худым.
Так и добрый человек из доброго сокровища своего сердца выносит доброе, а злой человек из злого сокровища своего сердца выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста (Лк. 6,45-46).
Своим языком мы благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию, говорит Апостол. Должно ли быть так, чтобы из одних и тех же уст исходило благословение и проклятие? Может ли течь из одного источника сладкая и горькая вода? Не может и смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы.
Поэтому, разум и мудрость являются в людях из глубин сердечных на поверхность посредством доброго и кроткого поведения. Если же в сердце имеется горькая зависть и сварливость, то от избытка в сердце выходят они через уста наружу, в виде проклятий и осуждений. Это не мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, говорит Апостол. Ведь где зависть и сварливость, там неустройство и все худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и не лицемерна. (Иак. 3,1-18)
Плоды худые, это дела плоти, которые известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство,идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное.... Поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плоды же добрые - это плоды духа, которые есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона, говорит Апостол (Гал. 5,19-22) Итак, плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Нужно испытывать, что благоугодно Богу, и не участвовать в бесплодных делах тьмы, но и обличать, говорит Апостол (Еф. 5,9-12).
Благоугодно ли Богу, когда не покорятся властям и начальствам, осуждают и злословят их? Апостол Павел говорит: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему, противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.(Рим. 13,1-2) Стоит заметить, что это обращение Апостола ко всякой душе, без исключения. Причем, не написано, чтобы люди были покорны только хорошим властям, справедливым и честным на их взгляд, ведь о таком взгляде (мнении) ничего ровным счетом не сказано. Но сказано, что нет власти не от Бога, так, чтобы одни власти были бы от Бога, другие же от сатаны. Таким образом, нет более никаких иных внешних человеческих властей, которые были бы не от Бога. Апостол Павел когда узнал, что тот, кто приказал его бить по щекам, есть первосвященник, сразу же публично покаялся в сказанном: "Павел сказал: я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано: начальствующего в народе твоем не злословь" (Деян. 23,5)
Апостол предельно ясно и понятно говорит, что наша брань должна быть обращена не к крови и плоти, то есть, не против человека как такового, не против внешних человеческих властей, установленных Богом, но к началам и ко властям и к миродержителям тьмы века сего, к духам злобы поднебесным (Еф. 6,12) Всякий высший правитель, вне зависимости, добрый он или злой, верующий или нет, справедливый или беззаконный, установлен от Бога. Об этом свидетельствуют разные места Писания. Так, в сто четвертом псалме, пятнадцатом стихе Бог повелевает не прикасаться к Его помазанным, и в пророках Его не лукавствовать. Свт. Филарет Московский говорит, что эта краткая заповедь, премудро соединяет в себе требование повиновения и убеждение к послушанию! Не прикасайтесь к высшим правительственным властям, говорит Вседержитель, ибо они Мои, не прикасайтесь, ибо они помазанные от Меня.