Автоматическая Идентификационная Система (АИС) призвана улучшить безопасность мореплавания, помогая в эффективной навигации судов, в вопросах защиты окружающей среды, и для взаимодействия со Службами Управления Движения Судов (VTS) и отвечает следующим функциональным требованиям:
1. работа в режиме «судно-судно», для предотвращения столкновения;
2. как средство передачи информации о судне и его грузе для береговых служб;
3. как инструмент для систем СУДС, т.е. в режиме «судно-берег».
Автоматическая Идентификационная Система (АИС) состоит из транспондера и контроллера управления (Дисплей с минимальным количеством клавиш управления). Транспондер АИС способен обеспечивать другие суда и компетентные органы информацией о судне в автоматическом режиме с заданной точностью и частотой, способствуя точному отслеживанию. Передача данных осуществляется с минимальным участием судовой команды и с высоким уровнем достоверности.
Увеличение числа судов, оборудованных транспондерами АИС и объектов, связанных с навигацией, может увеличить безопасность судоходства. Поэтому IMO постановила, что постепенно все суда, находящиеся под регулированием конвенции по безопасности SOLAS, должны быть оборудованы оборудованием Автоматической Идентификационной Системы (АИС) в соответствии с определенным графиком. Начало оснащения судов этим оборудованием - 1.07.2002, в зависимости от класса судов и их размеров (обязательно для всех вновь строящихся судов) до 1.07.2008 для всех судов, построенных до 1.07.2002, но не участвовавших в международных рейсах. Все суда водоизмещением более 300 тонн и занятые на международных рейсах должны быть оборудованы АИС с 1.07.2004, до первой сертификации на безопасность или, по крайней мере, не позже 31.12.2004.Морская автоматическая идентификационная система (АИС) представляет собой систему оповещения о местоположении и систему представления сведений о судне. Она позволяет судам, оборудованным АИС, автоматически обмениваться информацией в динамическом режиме и регулярно обновлять данные о своем местоположении, скорости, курсе и т.п. (например, данные о принадлежности судна) с судами, оборудованными аналогичным образом. Местоположение определяется с помощью систем ГЛОНАСС или GPS и связи между судами, осуществляемой в УКВ-диапазоне (диапазоне ОВЧ).
Выпускаются приборы АИС нескольких типов:
- Приемопередатчики класса А. Они предназначены для установки на торговые суда, такие как грузовые суда и крупные пассажирские суда. Приемопередатчики класса А передают данные с большей мощностью УКВсигнала, чем приемопередатчики класса В, поэтому эти сигналы могут быть получены на более удаленных судах. Кроме того, эти сигналы ретранслируются чаще. Наличие приемопередатчиков класса А является обязательным на всех судах водоизмещением более 300 т брутто на международных рейсах и на некоторых видах пассажирских судов, действующих по мандату СОЛАС.
- Станции АИС для внутреннего судоходства. Аналогичны приемопередатчикам класса А, но имеют дополнительные функции для использования на внутренних водных путях
- Приемопередатчики класса В. Во многих отношениях аналогичны приемопередатчикам класса А, но, они, как правило, имеют более низкую стоимость за счет менее строгих требований к характеристикам. Приемопередатчики класса B передают данные с меньшей мощностью сигнала и с более низкой скоростью передачи данных, чем приемопередатчики класса А.
- Базовые станции АИС. Базовые станции АИС используются системами управления движением судов для мониторинга и контроля передач приемопередатчиков АИС.
- Приемопередатчики Средств Навигационного Оборудования (СНО, AtoN). СНО представляют собой приемопередатчики, устанавливаемые на буи или в других опасных для судоходства местах. Эти приемопередатчики передают данные о своем местоположении окружающим судам.
- Приемники АИС. Приемники AIS получают передачи от приемопередатчиков класса А, класса B, СНО и базовых станций АИС, но не передают никакой информации о судне, на котором они установлены.
- AIS-SART передатчик автоматической идентификационной системы для поиска и спасения.
Статические и динамические данные судна
Информация, передаваемая приемопередатчиком АИС, подразделяется на две категории: статические данные и динамические данные.
Динамические данные судна, которые включают местоположение, скорость относительно грунта (СОГ, SOG) и путевой угол (ПУ, COG), рассчитываются автоматически при помощи внешнего EPFS или внутреннего приемника ГНСС (в зависимости от того, какой из них на данный момент обладает достоверными данными и большим приоритетом). Для отражения актуального динамического состояния судна необходимо также постоянно актуализировать параметр Навигационное состояние.
Статические данные представляют собой информацию о судне, которая должна быть запрограммирована в приемопередатчике АИС. Они включают в себя:
Идентификатор морской подвижной службы (ИМПС, MMSI)
- Название судна
- Позывной судна (если имеется)
- Тип судна
- Размеры судна
Лицензирование эксплуатации АИС
В большинстве стран эксплуатация приемопередатчика АИС разрешена при условии предоставления лицензии на УКВсвязь. Поэтому судно, на которое должен быть установлен приемопередатчик АИС, должно иметь лицензию на современный радиотелефон УКВдиапазона, в которой указываются тип АИС, позывной судна и номер MMSI. Для получения дополнительной информации по требованиям лицензирования радиосвязи судна свяжитесь, пожалуйста, с соответствующим органом в вашей стране.
Примечание:
1. DG - опасные грузы; HS - вредные составляющие; MP - морские поллютанты..
2.Знак # - указывает на возможные комбинации первой и второй цифр.