Найти в Дзене
Декамерон по-нашему

Уинстон Черчилль - художник.

Оглавление

«Необходимость вырваться из поглощающего бремени… не отдыхая или удаляясь от мира, но выбирая совершенно другое, но одинаково захватывающее занятие».

Так Уинстон Черчилль сформулировал назначение хобби в своём эссе. И он отдавался своему хобби с увлечённостью профессионала. В его багаже живописца 544 работы.

Сэр Уи́нстон Леона́рд Спе́нсер-Че́рчилль (англ. Sir Winston Leonard Spencer-Churchill,( 30 ноября 1874, Бленхеймский дворец, Вудсток, Оксфордшир, Великобритания — 24 января 1965, Лондон, Великобритания) — британский государственный и политический деятель, премьер-министр Великобритании в 19401945 и 19511955 годах; военнослужащий запаса, журналист, писатель, художник, почётный член Британской академии (1952)[5], лауреат Нобелевской премии по литературе (1953).

По данным опроса, проведённого в 2002 году вещательной компанией Би-би-си, назван величайшим британцем в истории[6].https://ru.wikipedia.org/wiki/Черчилль,_Уинстон

Будучи потомком Джона Черчилля, 1-го герцога Мальборо, он имел возможность любоваться богатейшей коллекцией живописи, собранной в родовом замке (Блендхеймский дворец). В неё входили полотна Рафаэля Санти, Питера Брейгеля Старшего, Рембрандта Харменса ван Рейна и Ганса Гольбейна Младшего. Между 1884 и 1886 годами из-за ухудшившегося финансового положения семьи коллекция была распродана.

В детстве и юности у Черчилля не было задатков художника, однако его мать Дженни брала его с собой на уроки живописи у художницы Генриетты Уорд. И свои письма к матери во время учёбы в приготовительной школе Сент-Джордж (англ.)русск. в Аскоте сын украшал своими рисунками. А когда попал в закрытую среднюю школу Хэрроу, то выбрал предмет "рисование" как дополнительную дисциплину к основным предметам. При поступлении в кавалерийский класс в Королевскую военную академию Сэндхерст Уинстон набрал на экзамене по рисованию 339 баллов из 500 возможных.

Черчилль унаследовал от герцогов Мальборо склонность к депрессиям. И потому после провала Дарданелльская операция, чтобы восстановиться, отправился вместе с женой Клементиной в загородный дом Хоу Фарм в деревне Хэскомб. Там-то он и увлёкся рисованием пейзажей. «Достигнув сорокалетнего возраста, я ни разу не обращался к помощи кисти или карандаша, я смотрел до этого на процесс создания картины как на особую тайну» - писал потом Черчилль.

В настоящее время известны четыре пейзажа Уинстона Черчилля, созданные им в 1915 году во время пребывания в Хоу Фарм.

С этого времени Уинстон Черчилль не раставался с кистями и красками, беря их во все свои войяжи и деловые поездки. Известно, что он так увлекался процессом рисования, что не замечал (или делал вид), что злые египтяне готовы забросать его камнями, когда видели его, демонстративно рассевшимся у мольберта посреди площади.

Черчилль, занимая всегда высокие посты в правительстве Великобритании и в её войсках, говорил, что порой готов всё это променять на живопись.

20-е годы 20-го века стали для хобби Уинстона особенно плодотворными. Им написано множество пейзажей в самой Англии, в Египте, в Иерусалиме. И это мастерски выполненные работы, чувствуется любовь к своему хобби, профессональный подход к подбору материалов и методов. Его манере присуща импрессионистичность и, в то же время, тщательность проработки, аккуратность мазка, реалистичность воспроизведения.

Как бы мы не относились к мастеру, как к политику или как к человеку, нельзя отрицать его таланта. В восприятии этого художника я вижу детскую непосредственность, открытость и радость, его любовь к природе, к самому существованию в этом прекрасном мире.

В 1921 году У. Черчилль написал статью "Живопись как времяпрепровождение" в журнал The Strand Magazine о своём хобби - занятии живописью. В этой статье Черчилль хотел вдохновить художников-любителей, призывал их не бояться брать в руки кисти и получать такое же удовольствие от занятия живописью, как и он сам. Статья в последствие дописывалась, перерабатывалась, выходя под разными названиями. В итоге в 1948 году вышла книга " Живопись как времяпрепровождение", которая выдержала несколько переизданий.

Обложка книги Уинстона Черчилля «Живопись как времяпровождение»
Обложка книги Уинстона Черчилля «Живопись как времяпровождение»

В разные периоды Черчилль рисовал с разной степенью плодотворности (если позволительно так выразиться). Например, в годы Второй мировой войны он почти не занимался своим хобби. Но вот картина, которая мне очень нравится - "Минарет мечети Аль-Кутубия" 1943 года. В это время проходила конференция «Большой двойки», после её окончания Черчилль и Рузвельт посетили Марракеш . Политики забрались на башню, примыкавшую к дому вице-консула, у которого они остановились и были поражены открывшимся перед ними видом. На следующий день Черчилль написал пейзаж -панораму Марракеша с минаретом мечети Аль-Кутубия на фоне горной гряды. Черчилль работал над картиной два дня, чередуя работу над ней с перепиской с военным министерством.

«Мечеть Кутубия» . У. Черчилль. 1943 год. Марракеш.
«Мечеть Кутубия» . У. Черчилль. 1943 год. Марракеш.

Эта картина была единственной за 6 лет войны (с 1939 по 1945 годы). Но после отставки Черчилль вновь занялся своим любимым хобби. Будучи на отдыхе в Италии он за 25 дней написал целых 15 полотен!

Это объясняется тем, что с натуры Черчилль делал только наброски и эскизы, а потом, в мастерской дописывал ("раскрашивал") их по фотографиям. В ответ на утверждение, что этот метод напоминает жульничество, Черчилль говорил: «Если конечный продукт выглядит как произведение искусства, значит, он и есть произведение искусства, и неважно, каким способом оно было создано». С годами Черчилль стал проще относиться к своему увлечению живописью. Можно сравнить его две работы с изображением рыбок в пруду Чартвелла (имение, в котором он проживал с женой с 1922 года до своей кончины в 1965 году). То же относится к пейзажам Чартвелла.

И композиция, и колорит, и выбор изобразительных средств, и манера исполнения говорят, как бы, об усталости автора. Конечно, Черчилль прожил длинную и насыщенную жизнь. Здоровья он был отменного, хотя совсем не берёг его (сигары, спиртное, малоподвижный образ жизни). Скорее всего, он действительно уже не старался филигранно прорабатывать свои картины. Это ему уже не было интересно.