или краткая история борьбы с корью
Когда я был маленьким, то никаких прививок от кори не делали. Эта болезнь была таким необходимым злом, которым надо было переболеть и получить иммунитет. К слову сказать, в моей памяти не совершенно не сохранилось как это было, поэтому приходится пользоваться обрывочными воспоминаниями моей матушки. А она говорит, что у меня поднялась температура, был озноб, меня тошнило, а потом высыпала сыпь. В общем, все как у людей. Остальное она не помнит.
Долгое время человечество особо не задумывалось над природой этого заболевания. Дети болели, выздоравливали и, слава Богу! Вирусная природа этого заболевания стала понятна только в 1911 году, когда микробиологи Д.Андерсон и Д. Гольдберг установили это экспериментально. Сделать это удалось путём заражения подопытных обезьян человеческой носоглоточной слизью и фильтратом крови от больных пациентов. И лишь в 1954 году американцами Дж. Эндерсом и Т.К. Пибсом вирус кори был выделен в чистом виде. Им оказался РНК-вирус рода морбилливирусов, имеющий сферическую форму и диаметр 120—230 нм.
Происхождение этого вируса дискуссионно. Сейчас распространена гипотеза, что прародителем вируса кори человека был вирус чумы крупного рогатого скота, мутировавший в человеческий вирус в период одомашнивания животных на заре человеческой цивилизации. А опирается эта гипотеза на очень интересное исследование сотрудников берлинского института Роберта Коха. Они восстановили геном вируса, обнаруженного в легких девочки, умершей от кори в 1912 году. Легкие были в свое время препарированы и сейчас являются экспонатом одного из немецких антропологических музеев. При этом был использован, говоря по-научному, метод молекулярных часов — когда возраст определялся на основе изучения мутаций. Также ученые сравнили вирус как с более ранними, так и с более поздними образцами, а еще с вирусом чумы крупного рогатого скота, который, как выяснилось в процессе исследования, оказался прямым предком вируса кори.
Сам по себе этот вирус малоустойчив во внешней среде, быстро погибает вне человеческого организма от воздействия различных химических и физических факторов, например, кипячение или обработка дезинфицирующими средствами. Однако же при этом корь держит сомнительную пальму первенства среди других инфекционных болезней по скорости заражения. Это - самая заразная болезнь в мире. Для передачи инфекции достаточно, чтобы на слизистые оболочки здорового человека (в нос, рот, глаза) попали вирусные частицы от больного (опять же из носа при чихании или изо рта при кашле). Сколько времени нужно находиться рядом с источником заражения и какое количество вируса должно попасть в организм, чтобы человек заболел - зависит от иммунитета, общего состояния организма, возраста.
В конце XIX - начале ХХ веках корь была бичом больших городов с быстрорастущим населением. Согласно статистике, она охватила 65% городского населения промышленно развитых стран. Эпидемии кори в то время проходили каждые два-три года, в том числе в передовых индустриальных странах. К 10-летнему возрасту более 90% детей в том или ином виде заражались корью, большая часть с клиническими проявлениями. В Вене, к примеру, в 1907-19010 гг. от кори погибло детей больше, чем от скарлатины, дифтерии и коклюша вместе взятых. Еще более трагические цифры содержит немецкая статистика. В 1910-1914 гг. в специальных коревых отделениях немецких больниц, куда клали на излечение детей с тяжелым течением болезни, летальность достигала 40-50%. Не менее удручающа была в этом смысле и русская медицинская практика. Как вспоминал позже врач-педиатр Морозовской детской больницы в Москве Оскар Краузе "многочисленные тяжелые случаи коревой пневмонии, туберкулеза, отиты, поступавшие к нам из московских приютов, мы не умели лечить".
До появления вакцины от кори единственным способом предохраняться от этого заболевания было переливание сыворотки крови от переболевших корью детей, у которых уже сформировался иммунитет к не болевшим этой заразой. Впервые противокоревую сыворотку успешно применили французские исследователи Шарль Николь и Эрнест Консей из тунисского филиала Института Пастера. В 1916 г. они диагностировали корь в семье, где было четверо детей. Введение 4 мл сыворотки крови старшего брата, переболевшего корью, 2-летнему ребенку предотвратило развитие заболевания. Метод этот получил наименование серопрофилактика и впервые был применен немецким педиатром и директором детской клиники в Грейсвальде Рудольфом Дегквитцем в 1919 году. Он разработал методику получения противокоревой сыворотки из крови детей, перенесших неосложненную корь. Дети-доноры отбирались по возрастному признаку (старше 3 лет) и по состоянию здоровья (прежде всего, не имевшие в анамнезе указаний на туберкулез и сифилис). В дальнейшем появились требования обязательной проверки сыворотки доноров, а также методы обеззаражи- вания. Инъекция сыворотки была внутримышечной. До изобретения вакцины внедрение серопрофилактики кори стало настоящим спасением для детей по всему миру.
Первые попытки создания противокоревой вакцины относятся к 1918 г., когда нью-йоркский врач Чарльз Херман предложил активную иммунизацию с помощью тампонирования носа младенцев (которые, по наблюдениям врачей, до возраста полугода переносили корь в легкой форме). Однако метод требовал постоянного наличия больных для по- лучения материала, а также был небезопасен с точки зрения возможного перенесения других инфекций.
В 1954 г. американский вирусолог Дж. Эндерс и педиатр Томас Пибс успешно культивировали вирус кори в культуре тканей. Эндерс за это открытие был удостоин Нобелевской премии пор медицине. Испытания аттенуированной вакцины на обезьянах подтвердили ее безопасность и эффективность, и следующим шагом исследователей стало испытание вакцины на себе. И это исследование, и последующие тестирования вакцины в детских учреждениях дали положительные результаты. В 1963 г. первая живая противокоревая вакцина была лицензирована в США. Началось ее массовое производство и применение.
Кроме США, где заболеваемость резко снизилась, вакцинацию стали проводить в европейских странах, а также в СССР. Первая советская вакцина против кори была создана группой исследователей из Ленинграда под руководством А.А. Смородинцевой в 1967 году, и уже в 1968 году в стране запускается широкая кампания по вакцинации против кори. Это позволило снизить уровень заболеваемости до чрезвычайно низких значений - около пяти случаев на 100 тысяч человек.
Сегодня вакцина от кори редко вводится отдельно. Ее все чаще комбинируют со средствами от эпидемического паротита и краснухи.
Но увы, корь никуда не делась и живет рядом с нами. Во-первых, в странах Азии и Африки с низким уровнем доходов и неразвитыми инфраструктурами здравоохранения вакцинация не получила широкого распространения: в 1980 г. было зафиксировано 2,6 млн смертей от кори. Ну а во вторых, сохранению опасности заразиться корью способствует активизировавшее свою деятельность движение противников прививок, которые вполне сознательно не только уклоняются от прививок, но и ведут активную пропагандистскую деятельность в этом направлении. Ну а жертвами этих игр становятся дети. На постсоветском пространстве это еще связано и с развалом прежней советской системы обязательной вакцинации детей.
В последних неутешительных сводках Роспотребнадзора за 2019 год сообщается, что корь добралась до 47 из 53 стран европейского региона. Заразились 82 596 человек, 72 умерли. Тяжелее всего ситуация на Украине, в Грузии, а также в Сербии, Черногории, Греции, Румынии. Крупные вспышки в 2018-2019 гг. зарегистрированы и в таких благополучных по части здравоохранения странах, как Франция, Италия, Германия, Израиль. причем часто жертвами кори становятся не только дети, но и взрослые, у которых эта детская зараза протекает гораздо тяжелее. Не хочу никого пугать, но согласно общедоступным медицинским справочникам у взрослых в качестве осложнения от кори наиболее часто возникает пневмония. Среди самых опасных последствий кори - воспаление и отек головного мозга (энцефалит). У пожилых людей корь может привести к деменции (слабоумию), глухоте, слепоте.
В России в последнее время увеличилось число завозов кори из-за границы, говорят эпидемиологи. Пока, по официальным данным, показатели заболеваемости ниже, чем в большинстве других стран европейского региона. Однако практикующие врачи-инфекционисты советуют не расслабляться тем, у кого снижена защита от кори.
Вот сегодня, пожалуй, и все.
Желаю здравствовать!