По данным опроса «Лаборатории Касперского», в среднем сумма ущерба от действий мошенников, представляющихся сотрудниками банковских организаций, составляет 5 тыс. руб.
Согласно результатам опроса, в первой половине 2020 г. со злоумышленниками, действующими от имени банков, хотя бы раз сталкивались более половины россиян (58%).
В подавляющем большинстве случаев (более 90%) речь идёт о телефонном мошенничестве, причём звонки поступают в основном в рабочее время — с понедельника по четверг, с 11 до 18 часов.
Злоумышленники серьёзно готовятся к таким звонкам и активно используют методы социальной инженерии.
Так, в 42% случаев они полностью называли правильные имя, фамилию и отчество того, кому звонили. Наиболее распространёнными легендами были необходимость подтвердить данные (72%). Сообщение о блокировке карты (58%). И предложение кредита (57%).
Почти в половине случаев (46%) злоумышленники пытались получить код из СМС или данные карты, а в каждом пятом случае (21%) — убеждали перевести деньги якобы на безопасный счёт.
Растущий интерес злоумышленников к схеме, опирающейся на доверие граждан к известным на рынке банковским аналитикам, в первой половине 2020 г. зафиксировали и эксперты Райффайзенбанка.
Аферисты звонят клиентам банка, предлагая «инвестиционные идеи», схемы их реализации и детали для перевода средств на счёт. Сразу после совершения транзакции «аналитик» пропадает, соответственно, клиенты теряют, а реальные аналитики получают репутационный ущерб.
Банковские аналитики никогда не инициируют контакт с физическими лицами, не предлагают им инвестиционные идеи, не обсуждают детали их реализации, не запрашивают личную информацию, в том числе финансового характера, и не предлагают осуществление каких-либо финансовых операций.
При любом звонке от такого «аналитика» рекомендуется класть трубку и перезванивать напрямую в банк по номеру, указанному на обратной стороне карты или на сайте raif.ru. Также стоит обратиться в банк и при получении письма подобного содержания.
«Лаборатория Касперского» напоминает о базовых правилах безопасности, которые позволят противостоять телефонным мошенникам:
- с осторожностью относиться к любым звонкам от людей, которые представляются сотрудниками банков;
- не переходить по сомнительным ссылкам из СМС или сообщений в мессенджерах;
- ни в коем случае никому и никогда не сообщать CVV и одноразовые коды из СМС или push-уведомлений;
- в случае любых подозрений немедленно положить трубку и перезвонить в банк самостоятельно по номеру, указанному на обратной стороне карты;
- установить защитное решение, определяющее мошеннические и спам-номера.
*Опрос проведён компанией OMI по заказу «Лаборатории Касперского» в июне-июле 2020 г. В России в нём приняло участие 500 респондентов, вопросы относились к первому полугодию 2020 г.
Еще больше интересных публикаций ищите на нашем сайте https://www.itbestsellers.ru/ или подписывайтесь на наш канал.
Портал «Бестселлеры IT-рынка» целиком посвящен вопросам аналитики и статистики российского ИТ-рынка. Значительная часть статей базируется на аналитических отчётах компании ITResearch. Площадка нацелена в первую очередь на профессионалов, но материалы могут быть так же интересны и более широкой аудитории, интересующейся ИТ-рынком.