В российских архивах сохранился план 1933 года по улучшению судоходства по морям Северного Ледовитого океана. Проект принадлежит инженеру К. А. Беляеву, о нем упоминается в книге Михаила Савинова «Арктика за гранью фантастики».
За год до появления этого проекта экспедиции Шмидта удалось преодолеть расстояние от Белого моря до Берингова пролива (около 5,5 тыс. км) за одну навигацию. Буквально через неделю после того как был предоставлен полный отчет об экспедиции, Совнарком СССР выпустил постановление, в котором подчеркивалась необходимость оборудования Северного морского пути (СМП) и обеспечение безопасного плавания по нему.
На следующий год состоялась еще одна экспедиция, которая, к сожалению, закончилась неудачно: ледокол «Челюскин» был зажат льдами; команде чудом удалось спастись. Наиболее сложными участками СМП тогда виделись обход Ямала и полуострова Таймыр. Непростым было плавание и через карские проливы, а также в районе Чукотки.
Дабы максимально упростить проход судов и сделать маршрут более коротким и удобным, Беляевым и был предложен альтернативный путь посредством сооружения ряда судоходных каналов. Прохождение участка по Карскому морю инженер хотел улучшить путем изменения русла Оби.
Суть проекта
Река впадает в Обскую губу, автор же проекта планировал направить поток воды в Байдарацкую губу. Это, по мнению ученого, изменило бы течение Карского моря, благодаря чему удалось бы оттеснить льды на север.
Температура моря должна была повыситься из-за постоянного притока теплой воды, из-за чего началось бы постепенное таяние льдов. Все эти изменения способствовали бы не только более безопасному прохождению этого участка пути, но и увеличению на два месяца периода навигации.
Осуществить задумку Беляев предлагал разными способами. Один из них подразумевал сооружение плотины у места впадения Щучьей в Обь, что позволило бы направить поток воды по долине малой реки.
От Щучьей до реки Байдарата предусматривался водораздельный канал с плотиной. При этом, согласно проекту, обе плотины оборудовались морскими судоходными шлюзами.
Альтернативные варианты подразумевали сооружение канала через Ямал. Первый — по реке Зеленая, которая впадает в Обскую губу, через озера Ямбуто и Нейто. Второй вариант предусматривал канал южнее — через озера и реку Юрибей. Последние два плана предполагали строительство большой плотины на Обской губе.
В 1930-х, к слову, разработали немало проектов, предусматривающих сооружение судоходного канала через Ямальский полуостров, но ни один из них так и не воплотился в жизнь.
Что же касается проекта Беляева, то его посчитали слишком сложным и дорогостоящим. Поэтому он остался пылиться на архивных полках, а сегодня мы знаем о нем, благодаря публикации в книге 2018 года «Арктика за гранью фантастики».
Читайте: Зачем советский ученый хотел затопить Сибирь