В поисках правильного канона изображения фигуры человека отправляемся в Тибет.
Вообще-то я не собирался так далеко. Но тема канона давно и прочно связана не только с Египтом, и не только с Витрувианским человеком. Существует еще такое понятие как иконописный канон. Но , как ни парадоксально, мне не удалось найти ни в русской, ни в византийской школе ни одной геометрически ясной схемы фигуры. То, что есть, больше похоже на композиционные схемы. Поэтому пока придется рассматривать геометрию буддийских икон.
Буддийские иконы идеально подходят под мою классификацию изображений на плоскости. Это настоящая контурно-силуэтная графика: тонкие контуры и ровные заливки. Изредка встречаются растушевки, однако они не бросаются в глаза, как светотень в европейской живописи.
Но кто скажет, что это не живопись, пусть первый бросит в меня камень.
И как же они это делают? Оказывается, с помощью линейки и циркуля! И до сих пор так, ничего не изменилось. Подробнее о том как идут дела у тибетских иконописцев, вы можете прочитать в замечательной статье Сергея Бойко "Кости и жилы тибетской живописи". Большинство иллюстраций мной позаимствованы оттуда.
Посмотрим первый чертеж.
Здесь и размеры указаны, и не только по высоте, как у Леонардо да Винчи, а и по ширине.
Можно крупным планом, с большими подробностями.
Здесь размеров нет, но выглядит завораживающе. Похоже на детскую игру с веревочкой "Колыбель для кошки". Один раз запомнить и всю жизнь повторять для сохранения душевного равновесия.
Снова та же схема, но более упрощенная.
И, наконец, самая простая, прямо-таки кубистическая схема.
Неожиданно вспомнил, что я тоже имею к этой теме некоторое отношение. И если вы еще не впали в транс, могу добавить собственное произведение на эту тему: авторскую модель оригами "Нирвана", Напомню, что оригами выполняется из одного квадратного листа бумаги без разрезания и склеивания. Тоже сплошная геометрия.
Что касается выше приведенных чертежей, о них я могу сказать следующее. Схемы замечательные; имея некоторые навыки черчения и собрав в кулак всё свое терпение, вы сможете их построить, а затем и нарисовать (неожиданно для себя!) фигуру настоящего тибетского Будды, – по, крайней мере, упрощенный вариант. А если нет ни навыков черчения, ни терпения разобраться (и нет под рукой линейки!), то и тут есть выход. Распечатайте последнюю схему бледными линиями и рисуйте поверх!
Несколько раз повторив этот подвиг, вы даже сможете выучить и схему построения, и саму фигуру наизусть. Здесь повторяются и чередуются одни и те же числа: 1, 2, 4, 12, - их нетрудно запомнить.
Но проблема в том, что это только одна, притом сидящая в позе лотоса, фигура. Каково, например, отношение высоты головы к росту фигуры, можно только догадываться. А любые другие фигуры и в других движениях придется копировать и заучивать заново, как учат стихи.
Накопленный опыт позволит со временем это делать все быстрее. Дело в том, что многие элементы повторяются многократно, как слова в звуковом языке или в письменной речи.
Вот, к примеру, такие пластичные кисти рук...
Или стопы.
Это иллюстрации из книги Роберта Бира "Энциклопедия тибетских символов и орнаментов".
Многие искусствоведы и педагоги часто называют рисование изобразительным языком. Но это это всего лишь красивые слова. На самом деле большая часть европейского искусства, а особенно учебное рисование с натуры изобразительным языком не является. А буддийские иконы (тханки) это настоящие стихи на изобразительном языке. Как впрочем и византийские, и русские иконы. И прописи для их изучения имеются. Но только в буддийской традиции эти прописи еще и с линеечками.
Хорошо, но что же все-таки с пропорциями? Что это за волшебные числа: 1,2, 4, 12? Заглянув в индийский Глоссарий, находим интересное объяснение. А, что еще важнее, интересную картинку.
И вот что читаем в статье "Иконометрия".
"В индийской традиции использовалась детально разработанная модульная система, использовавшая в качестве исходных мер высоту лица от границы волос на лбу до кончика подбородка, равную также длине ладони и потому называвшуюся "тала" (ладонь), и ширину пальца руки статуи (или заказчика, или скульптора), носившую название "ангул" (палец)".
Отлично! Мы обнаруживаем здесь в точности те же основание модульной системы, что и у Витрувия: ширину пальца. Но модуль "ладонь" здесь понимается немного иначе: фигура измеряется не шириной ладони, а ее длиной. Эта длина ладони совпадает с высотой лица, а высота лица на приведенном рисунке, как указано в глоссарии, равна 1/10 роста, - здесь опять точное совпадение с Витрувием! И с рисунком Леонардо да Винчи.
О модуле "локоть" нет ничего ни в тексте, ни на рисунке. Однако точно так же, как на рисунке Леонардо, фигура разделена на 4 части по высоте и деления проходят через линию сосков, линию тазобедренных суставов и линию, проходящую под коленом.
Они что, сговорились? Не совсем. У буддистов всё несколько интереснее. Во-первых, еще раз обращаю ваше внимание на то, что на рисунке указаны пропорции по ширине. Во вторых, минимальная мера - ширина пальца - у них заметно тоньше. На рисунке Леонардо высота фигуры - 96 пальцев, а на этом рисунке - 116 пальцев. Но если в этих пальцах-ангулах измерить ширину плеч индийского божества, она окажется опять точно такой же, как у Витрувианского человека, то есть будет равна двум высотам головы. Всё-таки сговорились!
Европейцы примерно подсчитали "формулу человека" успокоились и забыли. Но буддисты на этом не остановились и решили с пропорциями ещё поиграть. Еще одна цитата.
"В поздних трактатах меры высших существ увеличиваются до 116, 120, 125 ангул, фигуры неестественно удлиняются. Считалось, что чем выше ранг персонажа, тем меньше его голова и длиннее тело. Одно из описаний Авалокитешвары в его макрокосмической форме дает соотношение головы и тела бодхисаттвы, выражаемое как З см к 800 км. Мера низших представителей пантеона снижалась до 5,4,3 тала".
Ну, это просто сказка какая-то!