Найти тему
Директор Магазина

Новую остановку торговли бизнес не переживет: ретейл во время пандемии

Оглавление

Если непродовольственная сфера вынуждено приостановила деятельность и онлайн-продажами нельзя было отбить большие потери, то с продовольственными магазинами дело обстояло сложнее.  

В России есть мнение, что ретейл (розничная торговля) пользуется постоянным спросом. Еда нужна всем, и даже в период самоизоляции прибыль росла. Однако такой взгляд весьма поверхностен. Спрос варьируется от ажиотажа до минимума, доход снижается на протяжении всей цепи продаж «производитель – поставщик – ретейл – покупатель».

Ситуация выравнивается, если создавать мотивацию на спрос, однако работает это тогда, когда покупатель платежеспособен, а производитель имеет ресурсы вывода новых продуктов на полки магазина.

После распространения коронавируса бизнес оказался в ситуации, когда платежеспособность начала снижаться из-за падения доходов потребителей, производители и поставщики были вынуждены справляться с растущими издержками. Логичным и безопасным кажется выход из ситуации путем перераспределения издержек на протяжении всей цепи продаж. Такой способ поможет свести к минимуму риск для каждого звена цепи.

Как работать с ассортиментом магазина после пандемии, читайте здесь.

Не золотая антилопа

Появившийся спрос поставил в ступор ретейлеров, ведь Россия еще никогда не сталкивалась с таким ажиотажным спросом на товары. Если за рубежом практика опустошения продовольственных магазинов привычна, то в масштабах всей России такого не было.

С необычайно возросшим спросом в национальном масштабе мы все столкнулись впервые, и надо признать, что тогда никто не был к этому готов. На ситуацию влияло отсутствие информации: никто не знал, когда закончится пандемия.

Популярно мнение, что именно продовольственная торговля обогатилась в период самоизоляции. Действительно, некоторые получили по категориям рост товарооборота в 300 %. В онлайн-заказах рост более чем на 100 % показали молоко, вода и соусы.

Но есть и обратная сторона: торговля попала в ситуацию, в которой нужно менять логистику и графики поставок, чтобы не допустить дефицита и не спровоцировать новую волну паники.

Как и прогнозировалось, ажиотажный спрос резко упал: людям не нужно слишком много продуктов, накопленные запасы позволяют ходить в магазин реже. В марте начал создаваться сверхзапас товаров во многих категориях, которые формируются в расчете четырех недель.

На развитие ретейла ушло около 5 млрд рублей в месяц для сохранения товаров.

О том. как прогнозировать спрос после волны коронавируса, читайте в статье.

Реабилитация будет долгой

Главная задача сейчас — адаптация к новым условиям ретейла. Выход из самоизоляции повлек потери для бизнеса, спад потребительской активности стоил 9 % товарооборота. Так, оценка убытков по непродовольственной категории оценивается в 6 трлн рублей.

Стадия восстановления потребует времени и инвестиций от бизнеса. По итогам июня трафик непродовольственных магазинов и торговых центров в Москве на 35% ниже прошлогоднего уровня, в Санкт-Петербурге — на 60%. На эти показатели повлияли факторы снижения реальной прибыли населения и ограничительных мер.

Прочитать статью полностью >>