Грехи других судить Вы так усердно рветесь,
Начните со своих и до чужих не доберетесь.
(У. Шекспир)
Когда я получала свое первое высшее, до меня дошла информация, что в военном гарнизоне, откуда я уехала, меня считают наркоманкой.
Тогда я, мягко говоря, обалдела, но потом пожала плечами. Трудный подросток из дисфункциональной семьи, внешне успешной и очень уважаемой, всегда найдет, как привлечь к себе внимание, причем не без старания других людей, тех, которые все про всех точно знают. И только единицы понимали первопричины. На самом деле, не надо быть семи пядей во лбу, чтобы знать - нет злых и плохих детей. Еще Агния Барто когда-то мудро заметила:
Если ребенок нервный, надо, прежде всего, лечить его родителей.
Когда подросток внезапно запускает учебу, будучи круглым отличником до этого, нормальный человек поймет - что-то стряслось в его жизни. Если ребенок внезапно пошел по наклонной, рано начал курить, попробовал алкоголь, то вопрос, прежде всего, к родителям - вы сумели создать атмосферу теплоты и доверия в своей семье? Почему ребенок БЕЖИТ из нее? И самый главный вопрос - а вы знаете вообще, кто это? Что на душе сейчас у этого хмурого парня, слушающего тяжелый рок? А у вашей дочери, которая стала пропадать по ночам?
Чуткий родитель, который ребенка в этот мир пригласил, чтобы любить его, среагирует сразу. Те, кто рожал для галочки, чтобы быть как все или расширить жилплощадь за счет государства, будут тупо давить. Но подросток тем и труден, что чем больше давление, тем сильнее сопротивление. Это если характер сильный. Мягкого ребенка забить легче, навсегда сделав его неудачником.
На первых курсах я услышала подобную байку о своей однокласснице, только на нее повесили клеймо девицы, зарабатывающей своим телом. И только потому, что сразу после школы она переехала во Владивосток и сменила образ на блондинку, подстриженную под каре, зимой одетую в норковые шубки, а летом щеголявшую, о ужас!, с серьгой в пупке. Этого было достаточно, чтобы сделать вывод и запустить информацию гулять по гарнизону.
Несколько лет спустя мы обе хохотали в кафе над этими историями и над теми, кто в них слепо верил. «Наркоманка» с красным дипломом и шикарная «девица легкого поведения» с высшим образованием и серьезными личными отношениями.
На последних сроках беременности я готовилась к защите своего второго диплома, когда мне стало известно от старинной университетской знакомой имя женщины, которая рассказала ей, что меня, неблагодарную, от наркомании вылечила. Каким образом удалось совершить такое «чудо» до сих пор мне не известно.
Я всегда очень болезненно воспринимала тычки в свою сторону, их в моей жизни было предостаточно. Откровенная ложь всегда выводила меня из себя, но страсть к наблюдению и анализу людей и ситуаций постепенно заставила меня сменить фокус внимания со своих реакций и обид на тех, кто являлся их источником.
Что отличает тех, кто любит ковыряться в чужом грязном белье? С какой целью люди смачно вгрызаются в других? Зачем им вообще в кого-то тыкать пальцем? Что дает им осуждение других за их промахи в жизни? От чего отвлекаются те, кто перемывает кости другим? Что прячут люди, поливающие грязью и ложью тех, кому недавно улыбались? Зачем вообще улыбаться в лицо, чтобы потом оплевать за спиной? Кто они такие, все эти сплетники и судьи?
«Акела промахнулся, Акела промахнулся!», радостно орал шакал из «Маугли». Вот кто злорадствует промахам своего ближнего. И на этом статью можно было бы закончить.
Но мне всегда интересно копать вглубь, чтобы понять реальные причины поведения людей, а не те, которые «налицо для всех». С какой целью они это делают?
Возьмем того же шакала. Он труслив, завистлив и заискивает перед теми, кто сильнее. Он на вторых ролях, одинокий, подчиняющийся другим, ничего сам по себе не представляющий.
Так же и все эти люди, жизнь которых не соответствует их ожиданиям и амбициям, с разрушенными мечтами, несбывшимися надеждами, прождавшие впустую светлое будущее. Их настоящее — это топь, мертвая, засасывающая, безнадежная.
Тотальное одиночество внутри, снаружи маска всезнайства или показное счастье. Но глаза никогда не соврут, глаза без огня, без драйва, без света. Мертвые заживо люди, похоронившие свою самооценку далеко за плинтусом, накопившие обиды вперемешку с желчью и забывшие вкус истинного счастья. За счет чего им жить? Где брать топливо для того, чтобы были еще силы удерживать голову над трясиной?
Таким топливом и являются другие. Успешные или споткнувшиеся, взлетевшие или упавшие — обглодают и тех, и других. Споткнувшиеся люди поднимают им самооценку, лелеют чувство собственной значимости, мол: «ооо, а у меня-то все не так плохо». А вот тех, кто, не смотря ни на что, встает и идет дальше — тех ненавидят, потому что идти дальше может только сильный и смелый. Трусливый — всегда часть толпы, задавленный инстинктами, собственным бессилием и страхами, ему, во что бы то ни стало, надо опустить того, кто поднимается выше, до своего уровня. Иначе не жить, иначе тот другой разбередит старые раны, показав, что можно жить по-другому, можно быть свободным, можно не бояться. Можно открыто и широко улыбаться, можно нежно и преданно любить и быть любимым, можно творить и созидать, можно наладить связь с Богом и больше ее не терять и жить, ЖИТЬ, а не существовать.
Когда судят других людей, то характеристику дают не им, а себе.
Судьи и сплетники — это всегда про несчастливость и одиночество. Про зависть и внутреннюю пустоту. Про отсутствие своего Я. Про отсутствие своей жизни, поэтому и появляется жгучая потребность лезть в чужую. И это вторая сторона медали, зная которую, уже не получится на таких людей реагировать обидой, ведь говорят они о себе. Они уже наказаны, им хуже, чем тем, в кого они тычут пальцем. И это справедливо, ведь на каждого судью всегда найдется свой палач. И лучший из них — это Жизнь.
Оригинал статьи - по ссылке.
Виктория Баркова,
автор блога https://life-dialogues.ru
#детско-родительские отношения #осуждение #сплетни #проблемные дети #психология #авторитаризм