Мы уже кратко поговорили о том, что из себя представляет механизм бюджетного правила. Если совсем коротко, то это правило, определяющее порядок действий с бюджетом в зависимости от каких-либо факторов.
Бюджетное правило в России
Согласно бюджетному правилу РФ, все сверхдоходы, полученные от продажи нефти (марки Urals) направляются в ФНБ (Фонд Национального Благосостояния). Сверхдоходы – это поступления в бюджет (пошлины, налоги, сборы) от продажи нефти по цене выше $40 за баррель на 2017 год. Каждый год происходит индексация цены на 2%. То есть, сейчас «цена отсечения» нефти Urals по бюджетному правилу составляет $42,4 за баррель.
Фактически, при цене Urals выше $42,4 за баррель Центральный Банк России покупает валюту на открытом рынке в размере сверхдоходов для российского Минфина, которые потом направляются в ФНБ. Причем объемы покупки валюты весьма значительны. За один лишь 2018 год было куплено валюты на 4,2 трлн руб. Логика понятна: берутся рубли и конвертируются в валюту на сумму сверхдоходов.
Если же цена нефти опускается ниже $42,4 за баррель (в 2020 году), то запускается обратный процесс. Начинаются продажи валюты для поддержания курса рубля. С марта 2020 года именно это и происходит из-за обвала нефтяных цен. Только с 10 марта по 29 мая ЦБ РФ продал валюты на 756 млрд руб.
Зачем нужно бюджетное правило в России?
Казалось бы, а какой вообще смысл где-то складывать заработанные средства, да еще и ослаблять курс рубля конвертацией в валюту? На самом деле смысл есть. Все дело в том, что благодаря бюджетному правилу удалось в значительной мере избавиться от привязки курса рубля к нефтяным ценам – достичь определенной стабильности. Важно понимать, для иностранных инвесторов, покупающих российские активы, крайне важно быть уверенными в стабильности курса валюты. Таким образом, бюджетное правило помогает сделать курс национальной российской валюты более прогнозируемым, а также привлечь иностранных инвесторов в российскую экономику.
Очевидно, что стабильность работает в обе стороны. Во время резкого падения нефтяных цен бюджетное правило позитивно сказывается на курсе рубля, однако во время роста цен на энергоносители ситуация обратная. Впрочем, для тех же российских экспортеров даже выгоден относительно-слабый рубль. Конечно, при недавних нефтяных ценах по $60-70 за баррель без бюджетного правила рубль был бы намного крепче, однако повторюсь: стабильность намного лучше, чем резкие колебания, вызванные настроениями на нефтяном рынке.
Естественно, одним только рублем дело не ограничивается. Полученные сверхдоходы поступают в ФНБ, благодаря чему создается «подушка ликвидности на черный день». Фактически, благодаря бюджетному правилу предельный объем расходов федерального бюджета РФ не может превышать суммы базовых нефтегазовых доходов (по цене на нефть в $42,4 за баррель в 2020 году), ненефтегазовых доходов, а также расходов по обслуживанию госдолга. Таким, образом, бюджетное правило является защитой от чрезмерных расходов государственного бюджета.
В следующий раз рассмотрим критику российского бюджетного правила, способы использования средств ФНБ, а также случаи приостановки действия данного механизма.
Читайте также:
Как не разориться на бирже? Правила
Крадут ли российские брокеры акции и деньги клиентов?
Спекулянты на бирже. Кто это?
Оригинал статьи опубликован на сайте: Essence of markets