Первая часть здесь
Вторая здесь
Последние очаги сопротивления
Закончили мы на полном разгроме апуанских лигуров римлянами и депортации целого народа в Самний - на Юг Апеннинского полуострова.
Однако, уцелевшие лигурийские племена, хотя и оказались теперь изолированными и совершенно неполноценными противниками для мощи римских легионов, продолжали упорно сражаться.
Фриниаты отчаянно сопротивляются римским легионам вплоть до 175 года до н. э., когда и были покорены. В том же году пали и малые лигурийские племена бриатов, гарулов, геркатов и лапицинов.
Ингауны - одно из самых могущественных племен на побережье к западу от Генуи было номинально подчинено еще в 181 году до н. э. но, по-видимому, все еще не было полностью покорено. Ингауны, так же как и их соседи Интемелии, продолжали изводить территории римлян и их союзников в Массилии ( современный Марсель) постоянными пиратскими экспедициями.
Статиеллы сложили оружие в 172 году до н. э. Веллеиаты покорились в 158 до н. э. Последние лигурийские племена (такие, как воконты саллювы), долго державшие оборону в Провансе, были подчинены в 124 году до нашей эры.
А вот усмирение прибрежных лигуров и захват Приморских Альп произошли только в 14 году до н. э., непосредственно после оккупации Центральных Альп в 15 году до н. э.
Лигуры на войне
Диодор Сицилийский описывает лигурийцев как очень грозных врагов: хотя они не особенно впечатляют с физической точки зрения, но воля и упорство делают их более опасными воинами, чем галлы.
Как доказательство этого, лигурийские воины были очень востребованы в качестве наёмников и несколько раз средиземноморские державы, такие как Карфаген и Сиракузы, отправлялись в Лигурию, чтобы набрать армию для своих экспедиций (например, как говорилось ранее, элитные войска Ганнибала были составлены из контингента лигурийцев).
Состав вооружения лигуров варьировался в зависимости от статуса и обеспеченности владельца. Но большая часть воинов составляла лёгкая пехота, в основном - плохо вооруженная. Самым популярным оружием было копье, с наконечником, длиной превышающей локоть (около 45 см).
Встречались и мечи, галльской формы (иногда, сделанные из мягких металлов). Очень редко воины были вооружены луками и стрелами. А вот пращники встречались довольно часто и набирались из охотничьих племён.
У воинов Лигурии был продолговатый деревянный щит, всегда кельтского типа (но в отличии от кельтского - без металлического выступа) и простой шлем, типа монтефортино.
Страбон и Диодор Сицилийский говорят, что лигуры сражались почти всегда пешими из-за природы своей территории, но их формулировка подразумевает, что кавалерия не была полностью исключена, и две недавно обнаруженные лигурийские могилы включали в себя упряжь.
Страбон говорит, что племя Salyes, расположенное к северу от Массилии, имеет значительную кавалерийскую силу, но, они были одним из нескольких кельто-лигурийских племен, и, вероятно, кавалерия отражает кельтский элемент военной культуры.
Лигуры всегда были готовы выступить в качестве наемных войск на службу другим державам: лигурийские вспомогательные войска упоминаются в армии карфагенского полководца Гамилькара I в 480 году до н. э. А греческие военачальники на Сицилии продолжали вербовать лигурийских наемников в тех же землях еще во времена Агафокла.
Торговля наемниками была особой формой торговли и дохода: как свидетельствуют греческие и римские источники, с очень древних времен лигурийцы служили наемниками в армиях Западного Средиземноморья. Набор осуществлялся контингентами (очевидно, что не отдельными солдатами), поскольку необходимо было иметь сразу хорошо функционирующие подразделения.
Многовековой военный опыт в войнах между массалиотами, этрусками, карфагенянами, галлами обеспечил лигурийцам такие военные навыки, которые позволяли сдерживать даже могучие римские легионы в течение нескольких десятилетий!
Лигуры в мирной жизни
Лигурийцы никогда не образовывали централизованного государства, они были фактически разделены на независимые племена, в свою очередь организованные в небольшие деревни или своеобразные горные "замки". Редко встречались оппидасы , которым соответствовали федеральные столицы отдельных племен или крупные торговые центры.
Территория племени была почти полностью государственной собственностью, лишь небольшой процент обрабатываемой земли был "частным", в том смысле, что под уплату небольшого налога давался в концессию (от лат. concessio «разрешение, уступка»). Только в поздний период появилась концепция частной, наследуемой или товарной собственности.
Отражая децентрализованный характер этнической группы, лигурийцы не имели централизованной политической структуры. Каждое племя решало за себя, не завися от других племен; доказательством тому служат противоборствующие союзы, которые со временем лигурийские племена заключили против греков, этрусков и римлян.
Внутри племен господствовал эгалитарный и общинный дух. Если и существовал дворянский класс, то он контролировался "племенными сходами", в которых участвовали все классы; так же, не существовало никакой заранее организованной магистратуры. Не было и династических вождей: лигурийский "король" избирался главой племени или федерации племен; только в поздний период начал возникать настоящий династический аристократический класс.
Первоначально рабства не существовало: военнопленных убивали или приносили в жертву .
Рассказы об основании Массалии, опосредованно, дают нам некоторые интересные сведения:
- у них было сильное чувство гостеприимства;
- женщины выбирали себе мужей, демонстрируя эмансипацию, неизвестную восточным народам.
Так же, Диодор Сицилийский в первом веке до нашей эры пишет, что женщины участвуют в труде наряду с мужчинами.
Одежда
Тот же автор сообщает об использовании лигурийцами туники, затянутой в талии кожаным поясом и закрытой застежкой, обычно бронзовой; ноги были обнажены.
Другими предметами одежды служили плащи "сагум", а зимой - шкуры животных для защиты от холода. Характерным элементом была фибула, используемая для скрепления частей одежды или плащей, которая изготовлялась из янтаря (привезенного из Прибалтики) и стеклянной пасты, обогащенной декоративными элементами в кости или камне.
Эпилог
Это действительно самобытный и древнейший народ Южной Европы, который пережил тысячу лет и впитал в себя такие разные культуры: кельтскую и латинскую. Он органично развивался, перенимая лучшее от своих соседей.
Они яростно воевали и высоко ценили свою независимость! Даже для могущественного Рима лигурийцы оказались далеко не лёгкой добычей, а огрызающимся и зубастым зверем!
В конце концов, именно эта тяга к независимости, обособленности, делению на племена, внутри одного большого народа и привели лигуров к их печальному финалу.