Найти в Дзене

Канон, которого не было

Все, кто хоть немного интересовался изобразительным искусством (или немного учился в средней школе), знают, что в Древнем Египте был очень строгий канон изображения фигуры человека. Канон, соответствующий жестокой власти фараона над бесчисленными ордами рабов.

Подробности мы можем узнать из книги «История методов обучения рисованию». Вот что писал автор книги Н.Н.Ростовцев.

Говоря о постановке художествен­ного образования в Древнем Египте, необходимо сказать несколько слов о методических пособиях по рисованию. Обучая правилам рисования, учитель постоянно пользовался специальными методическими таблицами, где нагляд­но раскрывался процесс построения изображения.

Рассмотрим для примера несколько рисунков и таблиц, служивших в каче­стве образцов. Две фигуры, женская и мужская, испещренные вертикальными и горизонтальными линиями. На первый взгляд, кажется, что весь рисунок про­извольно разбит на равные квадраты, как это делают любители рисования при увеличении репродукции (при копиро­вании). Однако как вертикальные, так и горизонтальные линии членят рису­нок фигур по определенным местам, они делят фигуры на пропорциональ­ные части. Помимо пропорционального членения, рисунок указывает и на пра­вила изображения фронтального разво­рота фигур.

Как следует изображать сидящие фигуры, показано на другом рисунке.

О существовании подобного рода учебных таблиц свидетельствуют и со­хранившиеся скульптурные доски (ба­рельефы). Убедительным примером служит так­же доска, хранящаяся в московском Музее изобразительных искусств имени A.С.Пушкина Профессор B. В. Павлов пишет: «Скульптурная модель представляет собой плиту, разграфленную сеткой квадратов, служивших единицей измере­ния. Слева стоящие фигуры молящего­ся фараона и богини Исиды только лишь нанесены контурной линией, спра­ва же стоящая фигура львиноголовой богини войны Сохмет уже вырезана в рельефе по контуру.

Вот таблицы из книги.

Пропорции стоящей фигуры
Пропорции стоящей фигуры
Пропорции сидящей фигуры
Пропорции сидящей фигуры

На первой мы видим, что вся высота фигур разделена на 19 равных частей, на второй высота разделена на 15 частей. Это понятно, сидящий человек ниже стоящего. Но ширина плеч стоящего мужчины составляет 5 клеток, а ширина плеч сидящего – почему-то 6 клеток. Верхняя граница плеч, как у стоящей, так и у сидящей фигуры точно ограничена линией, проходящей на 3 клетки ниже верхней точки. Высота головы примерно 2,5 клетки. Разделив 19 на 2,5, получаем вполне приемлемую с современной точки зрения пропорцию: 7,6 раз голова укладывается в росте человека.

Возьмем другую иллюстрацию на ту же тему – из известной книги Готфрида Баммеса «Образ человека».

Египетский канон в версии Баммеса
Египетский канон в версии Баммеса

Здесь высота фигуры почему-то вписана в 18 клеток. Правда, голова не поместилась в сетку, немного выступив за ее пределы. Третья сверху линия сетки здесь заметно ниже верхней границы плеч и совпадает с ключицами. И вообще получаются совсем другие пропорции.

Ни один, ни другой автор не указывают, откуда они взяли эти таблицы. Существовали ли они вообще? В качестве доказательства их существования Н.Н.Ростовцев упоминает рельеф из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Вот этот рельеф.

Неоконченный древнеегипетский рельеф с нанесенной сеткой. Справа - фигура львиноголовой богини войны Сохмет
Неоконченный древнеегипетский рельеф с нанесенной сеткой. Справа - фигура львиноголовой богини войны Сохмет

Здесь сеточка посерьезнее, а высота фигуры разделена на 22 части (!)

Посмотрим теперь законченный барельеф на тот же сюжет. Здесь Исида и фараон одинакового роста, но у фараона голова больше и ноги заметно короче. А кисти рук у них такие, что вспоминается байка о знаменитом скрипаче. Рассказывает его друг: "Захожу я как-то раз к нему в гости. Он сидит, призадумался, оперся о ладонь подбородком. А сам , нервно так, барабанит пальцами по лысине!"

Исида, фараон и львиноголовая Сохмет
Исида, фараон и львиноголовая Сохмет

Финальный штрих.

Фараон Эхнатон и царица Нефертити с детьми
Фараон Эхнатон и царица Нефертити с детьми

Справа на рельефе изображена та самая знаменитая на весь мир красавица Нефертити. Что с ней, в какую сетку ее вписали?