Найти тему

Банки и рынок банковских услуг после пандемии

Изображение с сайта Pixabay
Изображение с сайта Pixabay

Мировая пандемия вируса Covid-19 наложила серьезный отпечаток как на жизнь простых людей, так и на экономику в целом. Банковский сектор не стал исключением: по различным оценкам экспертов доходы в банковской сфере страны снизятся по итогам 2020 года на 800-900 млрд. рублей. Для сравнения в 2019 году эти доходы составили около 2 трлн. рублей.

Влияние пандемии

Несмотря на то, что данный кризис спровоцирован не экономическими причинами, многим банкам уже пришлось понести убытки и даже закрыться. В большей степени на сложившуюся ситуацию повлияли несколько причин.

● Несостоятельность клиентов банков. Пандемия оказала свое отрицательное влияние на большинство сфер бизнеса и, как следствие, на финансовую состоятельность компаний и физических лиц.

● Закрытие вкладов в рублях и в валюте. Только в марте 2020 года под влиянием негативных ожиданий граждане сняли с банковских счетов более 300 миллиардов рублей. Ситуация имела место в результате слухов о заморозке вкладов и введении в ближайшем будущем налогообложения прибыли от депозитов. Свою роль сыграло регулярное снижение ставки рефинансирования ЦБ, в результате которого прибыльность валютных накоплений стремилась в последние годы к нулевой отметке.

● Масштабный отток средств клиентов-физических лиц в фондовый рынок. Это стало следствием снижения процента доходности банковских вкладов, а также панических настроений у населения.

● Заметное ухудшение качества активов в банковской сфере произошло в результате финансовой несостоятельности клиентов из ряда наиболее пострадавших отраслей. Влияние оказала также поддержка Центральным Банком РФ кредиторов: введение мер для поддержания малого и среднего бизнеса, кредитных каникул, а также мер по реструктуризации задолженностей.

● Необходимость увеличения резервных отчислений на потери по кредитным займам.

● Снижение доходов населения и уменьшение прибылей от банковских комиссий.

● Максимальный переход на удаленное обслуживание клиентов оказался практически единственно возможным способом работы. Не все банки были к этому готовы.

Все вышеперечисленные факторы и в дальнейшем не позволяют надеяться на быстрое восстановление банковского сектора экономики.

Способы выхода из кризиса

Для выживания в сложившихся условиях банковским учреждениям необходимо оперативно вносить изменения в свою деятельность. В будущем их работа должна трансформироваться и включать в себя:

● максимальную цифровизацию (диджитал-каналы);

● сотрудничество банков с предприятиями финансово-технологической сферы;

● развитие собственного информационно-технологического сектора, так как IT должен быть готов к увеличению рисков цифровой работы;

● переход с потребительского кредитования на приоритетное корпоративное кредитование (с меньшими рисками);

● адаптация банковских бизнес-процессов к быстрым изменениям в законодательной сфере;

● изменение скоринговых моделей оценки клиента (так как многие отрасли стали потенциально убыточными);

● обучение клиентов в режиме онлайн применению цифровых продуктов;

● создание «умных» ботов;

● расширение персонализации услуг: создание своей банковской эко-системы, способной максимально и быстро удовлетворить все потребности клиента.

Если подробнее остановиться на последнем пункте, то уместно говорить, например, о создании в банках системы выездных бэк-офисов, а именно, курьеров, способных при выезде к клиентам подписывать договоры, давать консультации, забирать и выдавать деньги.

Преимущества факторинга

В качестве одной из услуг, способных поддержать во время и после пандемии как предприятия малого и среднего бизнеса, так и сами банки должен выступить факторинг.

Данный инструмент финансирования перспективен и имеет несколько значимых преимуществ:

● не требуется расчетно-кассового обслуживания;

● факторинг - вид предоставления беззалогового займа, что важно в сложившихся условиях;

● во время и после пандемии в связи с сокращением продаж факторинг позволит избежать снижения скорости оборота финансовых средств, что необходимо для бесперебойного ведения бизнеса;

● не требуется оформление большого количества бумаг, средства перечисляются уже в день поставки товара, а задолженность погашается сразу после оплаты дебитором;

● размер финансирования не лимитирован;

● факторинговое финансирование включает в себя целый комплекс услуг, в том числе по оценке надежности партнера, работе как с дебиторской, так и с кредиторской задолженностью.

В сложившихся условиях факторинг - привлекательный инструмент как для банков, так и для участников МСБ: и во время, и после пандемии он способен оказать серьезную поддержку всем заинтересованным сторонам бизнес-процессов.

Таким образом, подводя итоги, ясно, что мир банковской сферы после пандемии Covid-19 может не стать прежним, а компании будут способны выжить, только максимально идя в ногу со временем.